Запах «Сирени» ностальгией проходит по душам
Отрез штапеля на платье, газовый платок, танкетки, пузырек с духами «Сирень», – Евгения Чистикова из села Большая Рязань до сих пор помнит спартанскую роскошь своей советской молодости.
Евгения Ивановна – потомственная доярка. Родилась в 1943 году, из поколения детей войны. Они не воевали, но пережили многое: голод, смерть близких, непосильный труд, послевоенную разруху. Практически всем дожившим до сегодняшнего дня «детям войны» под 80 лет и больше, они ветераны труда федерального и регионального значения. Это наша золотая гвардия, которая от пятилетки к пятилетке строила советские фабрики и заводы, кормила огромную страну. «Трудяга», – емко характеризует Евгению Чистикову почетный гражданин Ставропольского района, экс-глава Большой Рязани Алексей Вовченко.
Трудолюбие, как и профессия, Евгении Ивановне досталось от матери, которая, работая дояркой, вырастила четырех дочерей. Одна! Ее первый муж, отец Жени и старшей дочери Нины, погиб на фронте. Был танкистом и во время боя сгорел в танке. Второго мужа, отца двойняшек Оли и Веры, мама выгнала из дома сама. Так как он плохо относился к падчерицам. «В 1952 году мама родила двойняшек. Одна из них была совсем слабенькая, грудь не брала. Уходя на работу, мама оставляла нам с Ниной кусочек сахара и хлеб. Мы это жевали, складывали в марлечку и давали сосать малышке. Иногда сахар съедали сами, давали один хлеб. Глупые были», – рассказала Евгения Ивановна.
Кроме обязанности нянчить двойняшек маленькая Женя летом гоняла в стадо корову соседей Едуновых. Они за это иногда давали девочке что-нибудь съедобное – хлеб или булочку с вареньем. А осенью покупали ситец на платье. Едуновы, по воспоминаниям собеседницы, были единственной зажиточной семьей на их улице. Остальные едва сводили концы с концами. В какой-то момент мама Жени купила-таки корову. После этого жить стало легче.
С учебой у нашей героини отношения не заладились. Домашнее хозяйство и обязанности няньки отнимали у нее целый день. «Не хочешь учиться – иди работай», – сказала мама. И Женя, естественно, пошла. Трудовая биография у нее началась в 15 лет. Первая должность – нянечка в детском доме села Брусяны. Потом работала на молокозаводе, вместе с напарницей таскала тяжелые 40-литровые фляги. А в 1961 году легендарный председатель колхоза «12 лет Октября» Петр Илларионович Латчинов взял ее переводом на ферму. Поначалу доила вручную 25 коров. Помнит, что на первую зарплату доярки в 150 рублей она купила себе отрез штапеля на платье, газовый платок, танкетки и пузырек с духами «Сирень». Оставшиеся 50 рублей отдала маме. Большие деньги тогда были…
Евгения Ивановна считает, что ей очень повезло с мужем. Познакомились в Малой Рязани. «Вообще-то он в Самару собирался ехать жить. Но после нашего знакомства передумал. И мы через несколько месяцев сыграли свадьбу».
Евгения Ивановна говорит, что ни разу не пожалела о своем выборе. Ее муж работал трактористом. Трудовая была у Чистиковых семья, уважаемая, судя по внушительной стопке грамот и благодарственных писем, которые приготовила к нашей встрече хозяйка дома.
С домашним хозяйством, по словам собеседницы, помогала справляться свекровь. 29 лет она прожила именно в семье сына, что также, согласитесь, говорит о хороших, добрых отношениях между ближайшими родственниками.
«Я ни с кем никогда не ругалась, – призналась под занавес нашей беседы Евгения Ивановна. – В Аскулах, Брусянах, Сосновом Солонце, в Малой и Большой Рязани – везде успела пожить. И хочу сказать, что ставропольчане – замечательные люди. Всем хочу пожелать здоровья. Будет здоровье – все остальное приложится».
Признаюсь, я с удовольствием пообщалась с этой простой, искренней, симпатичной женщиной. Может, потому что в первых словах своего рассказа она вспомнила про незатейливые советские духи «Сирень», запах которых знаком мне с раннего детства. А ностальгия, конечно же, – одно из самых теплых и светлых чувств.
Олеся Ангелина