Какова Аксинья, такова и весна
4 февраля – Тимофей-полузимник. Тимофеевские морозы
Не знаю, как кому, а нам, аскульским школьникам, каждодневно ходившим за пять верст в Сосново-Солонецкую среднюю школу, тимофеевские морозы даже на руку были. Бывалоча, как мороз – у нас каникулы! Это, конечно же, не означало, что мы, поутру не пойдя в очередной раз в школу, день-деньской на печках полеживали. Куда там! Чуть обдняло – и на улицу! А там всяческих затей и забав – больше, чем у нищеброда в сумке сухарей. Одна забота – нос и щеки не обморозить. Каково это растяпой с обмороженным лицом на людях появляться, насмешливо-сочувственные соболезнования выслушивать: ты, мол, в следующий раз-то и личико обувай!
«Если в этот день в полдень солнечно, то весна будет ранняя». Фу-ты!
«Если в мороз вспотели оконницы и рамы – жди потепления».
«Если побеги мороза на стекле вверх устремились – к оттепели».
5 февраля – Агафий-полузимник
По заведенному исстари обычаю в этот день наши предки «инспектированием-аудитом» занимались. Пойдут на Гуляй (так у нас в Аскулах заоколичное место называлось, где размещались риги с овинами и амбары и где молодежь в праздники «отрывалась») – наведаются туда и проверят, а много ли жита в сусеках осталось (по старому стилю ползимы уже миновало, а хлебушка-то на вторую половину хватит?). Потом в чулан наведаются. Теперь уже проверку учиняя насчет остатков мучки в ларях. Больше всего, сказывали, аскульские хозяюшки второй инспекции-то побаивались. А ну-ка хозяин-то, в чулане с проверкой побывамши, да и запретит ей мучкой-то сдабривать болтушечку для теленочка, что по младости возросточка в запечье (на велюю-велюю радость детишкам!) в тепле и призоре блаженствует.
Вот снова повалил снег. Да как обильно! У коммунальщиков, поди, сердечко разрывается от горести: опять непроходимые улицы и дороги будут. А хлебороб радуется: с хлебушком будем!
6 февраля – Аксинья-полухлебница, полузимница. Перелом зимы
«Половина старого хлеба съедено». Что и говорить, сей день рубежный был для наших предков-крестьян. Именно для крестьян! Славному рабочему классу что? Нет жита в городских зернохранилищах, нет хлеба на магазинных полках – продразверстку устроят, крестьянские закрома-амбары и сусеки дочиста огребать будут. Слава Богу, правители наши наконец-то полегоньку взялись за сельское хозяйство. Авось в будущем Россия-матушка вновь станет житницей Европы.
Приметы сего дня:
«Какова Аксинья, такова и весна».
7 февраля – Григорий Богослов
Замечено: каков этот день с утра до полудня, такова будет первая половина будущей зимы; а погода с полудня до вечера предвещает другую половину будущей зимы. Вот как далеко вперед заглядывали наши предки!
Скоро-скоро Масленица, а потом, увы, и Великий пост (для тогдашних добрых молодцев он был, как «серпом по этим самым»!). На эти предвеликопостные дни приходится разгар свадебной поры. Те, которым «уж замуж невтерпеж», а их всё не сватают да не сватают, почитай, каждый вечер бегали в церковь великомученице Екатерине свечечку ставить со слезной просьбушкой «о ниспослании женишка».
10 февраля – Ефрем Сирин. Ефрем ветродуй
«На Ефрема ветер – к сырому лету».
В своем Месяцеслове Владимир свет-Иванович Даль велеречиво сообщает: «На Ефрема Сирина домового закармливают, покидая (оставляя) ему кашу на загнетке».
Анатолий Солонецкий