Волгокрести – Волга, тресни!
9 апреля – Матрёны-настовицы
Название это, по Далю, «от насту, окреплого снегу (ну это на северной Руси) или от настовицы-пигалицы». Знаете эту вертлявую пичугу? У нас в Аскулах пигалицами девицу так называли, которая хоть и неказистая, но «вся из себя», идет, бывало, «как пишет» (и зачеркивает!).
Месяцесловная Матрёна, она еще и полурепица. Вот крепко держащая в уме своем народный месяцеслов некая старица говорит своей молодой соседке: «Вчера была Матрёна-полурепница – ты репу-то не запамятовала на семена отобрать?» Посрамленная этим вопросом, молодайка поспешает домой и принимается «полурепничать». А не отбери в эту пору самые добротные плоды – дочери, невестки, снохи именно эти-то репки они и спорют! А отобранные ею и спрятанные в укромное и, конечно же, теплое местечко, они (не то что в холодном погребе!) и «распускаться»-разбухать полегонечку начнут, чтоб через какое-то время в почвенную благодать угодить готовыми к проросту-прорастанию.
Искони в наших местах, пока ее не заменила забугорная картошка, репа была одним из основных продуктов питания русского селянина. Наряду с капустой, редькой, луком и хреном она ежедневно была на его столе. Вот уж воистину в любых видах она была хороша и зело употребительна. Вареная, жареная, в добавках к тесту для оладышек. (Не пробовали? Жаль мне вас!)
12 апреля – Иоанн Лествичник
Даль в своем Месяцеслове сообщает: в этот день домовой бесится. Почему бесится-то? Может, потому, что об эту пору с котов пример берет? О-хо-хо-хо! Знать, и на нечистую силу весенняя погодка-то еще как воздействует! По словам очевидцев, в старину бесился он аж до полуночи, пока петух не запоет. Одно спасение от такого нахала было – ублажить его лепешкой, корочкой круто сваренной кашки. Тогда, говорили знатоки, он будет оберегать скотину на дворе и благоволить к обитателям дома. Ой ли!
Что не любит, то не любит он всяческие нелады да разборки в доме, скандалы и свары. А может, наоборот? В доме, где мир да лад, где Бога чтут, где стены намолены, где постоянно молитвы творятся, ему приходится смирять себя, этими молитвами он как бы связанный сидит. А вот когда ему волю дадут семейными неладами да бойнями, тут он так называемым полтергейстом заниматься начинает. Не иначе как с хозяев пример берет? Ведь дурное дело прилипчивое.
14 апреля – Марья – зажги снега, заиграй овражки
Вот уже девятый десяток мотаю, а по сю пору с радостью и умилением вспоминаю этот день. Только проснешься, а с упечи сладостный аромат источается. То бабаня «волгокрести» испекла (на манер георгиевских крестов) из солодового теста, а потому сладкие-сладкие. Прежде чем умять, мы бросали их вверх с радостными криками: «Волгокрести – Волга, тресни!»
Вот ведь какая рубежная дата на Марию Египетскую приходится: четырнадцатого числа ровно долгота дня достигает четырнадцати часов. И именно в этот день, как правило, поздно вечером от зимней спячки просыпалась Волга-матушка. И вот, когда над селом настаивалась тонкая-тонкая тишина, этим вечером мои односельчане выходили на улицу и слушали глухую мелодию весеннего ледохода. А несколько раз на моей памяти этим вечером услышать доводилось и треск, и раскаты начала этого ледохода. Под наши радостные крики выходили на улицу даже ветхие старушечки «Волгу-матушку послушать».
«Если разлив на Марию Египетскую, то травы будет много». Дай-то Бог! Из-за нехватки сенца скотинка ох как оголодала – поскорее бы Егорий вешний, поскорее на зеленую травку.
Раздел ведет Анатолий Солонецкий