Новости Ставропольского района Самарской области
Знаем мы – знаете вы!

На святого Луппа овес морозом лупит

4 сентября – Агафон Огуменник

Знаток русского быта Владимир Даль так о нем повествует: «На Агафона леший из лесу в поле выходит раскидывать снопы по гумнам. Стерегут гумна, в тулупе наизнанку и с кочергой». Не помню уж, кто из древних римлян сказал: в любом деле ищи ответ на вопрос, кому это выгодно. Кому были выгодны так называемые приметы о нечистой силе и кто их, следовательно, распространял? Кто мог извлечь какую-то пользу из них для себя? Вы, конечно, догадались, кто: знахари, колдуны, ведьмы, шептуньи… Им этой ночью приваливала работенка и, следовательно, заработок. Тут уж они себя, что называется, не жалели! Как говорится, из кожи лезли, старались изо всех сил (показушно, конечно!), заклиная-заговаривая этих самых леших.

5 сентября – Луппа

«На святого Луппа овес морозом лупит». Первые заморозки. А порядок их, по народному месяцеслову (на основе многолетних наблюдений), таков: «Лупенские, покровские, екатерининские, михайловские». Лишенные возможности выслушивать прогнозы телевизионных «прорицательниц», наши предки судили о том, что ожидает их, по приметам. Вот некоторые из них:

«Коли спелый овес в другой раз зазеленеет – осень будет ненастная».

«В лесу много рябины – осень будет дождливая, если же мало – сухая».

«Пока лист с вишен не опал, сколько бы снегу ни выпало, оттепель сгонит его».

8 сентября – Наталья Овсяница

Начинается уборка овса. Радостная пора наступает для справных мужиков, у кого лошади имеются. Особенно если овсы уродились знатно. А неподалеку от овсяной нивы в нетерпении сучит ногами дедов Игренька – так, видать, хочется, так хотца ему зрелым, но еще мягковатым овсецом полакомиться!

Помню, приехала к нам в поле водовозка тетя Нюра с бочкой воды, чтоб «напоить» наш перегревшийся комбайн. «Вон гляди, – показал мне на заморенную лошадку мой «шеф» комбайнер дядя Миша Мухортов, – на пшеничку-то она и глазом не ведет. А убирали бы мы с тобой овес – поперед комбайна бы прямо с бочкой побежала. Уважают они, лошадки-то, овсецо.

Вот, почитай, всё лето охали и ахали: какая-де жара стоит, какая жарища необыкновенная. А она у нас в Самарской Луке в догэсовскую пору весь июль и август каждый год такая стояла – ниже 30 градусов не опускалась. Ныне в это с трудом верится: весь сентябрь мы, детвора, отроки и юнцы, спали на улице: в сенниках, на сушиле, на погребице. И опять же весь сентябрь, а то и в октябре, идя в школу, на полдник себе срывали прямо с грядки несколько помидорин, а из упечи прихватывали краюшку хлеба.

Жара жарой, а хлеб урождался почти каждый год (ох, уж этот неурожай первого послевоенного года, как надоела нам тогда картошка в отсутствие хлеба!). Вон, вспоминали мои родичи, даже в сугубо засушливом двадцать первом хлебушка собрали вдосталь, хоть и меньше обычного. Но вот незадача: поотбирали его у моих земляков. Чтоб и славный рабочий класс накормить, и за бугор было что везти. А крестьянин и на лебеде перебьется. Ему не привыкать было.

Примета сего дня: «Холодный утренник на Наталью предвещает раннюю и холодную зиму». Ну а насчет косьбы овса – это где как: где на Наталью только закашивают, а где уже докашивают этот ценнейший для селянина злак. Велика Россия-матушка!

Раздел ведет Анатолий Солонецкий

vesti
02.09.2022