На Сергия капусту рубят
7 октября – Фёкла Заревница
«Замолотки – начинают по утрам молотить с огнем» (Даль).
Долго ли до греха при лучине-то? Вон даже от электричества горят…
Начиная с Софьи-заревницы (пожарницы, огневицы), пожарная тележка с бочкой воды и двуручным медным насосом по утрам стояла не у пожарки в центре села, а на гумнах. Где, в каком овине или в самой риге ненароком полыхнуло, все опрометью сбегались туда на тушение. Иначе стоящие одна к одной риги со снопами займутся – всем селом голодать придется.
«На зарёвницу хозяину хлеба ворошок, а молотильщикам каши горшок». Этим утром для них, молотильщиков, угощение устраивалось. Сытное-сытное, но опять же – на сухую!
А почему именно на Фёклу-то? А потому, молодой человек! На селе у наших с тобой предков была велика сила традиции-обычая-обряда и слова – общественного мнения. Вот начал ты, скажем, обмолот раньше – односельчане «припечатают» тебя: «Торопыга! Все еще ни чин ни почин, а он уже выставился!». Почему такое осуждение? А потому, что поспешать надо с умом. Вот снопы из суслонов в ригу – тут спешка в пору. А когда они уже в риге под кровлей – чего горячку-то пороть? Или других, более неотложных дел у тебя нет? Пока дороги не развезло, дрова заготавливай, сенцо из дальних лугов в придворовый стожок свози или дом и двор ухичивай: Покров на пороге! Ну а ежели припозднился с обмолотом-то, опять попрек получил: «Эка валандается! Надо баушку Авдотью послать проведать, не на печке ли валяется».
8 октября – Сергий
«На Сергия капусту рубят. Капустки» (Даль).
Капустки – это не только девичьи капустники-посиделки, а воистину бабий праздник, этакий воскресник радостного труда. А что ныне? Скучно живем, господа-товарищи! Скучно! Веселимся, только когда выпьем. Да и когда выпьем-то, ну ни одной песенки сами не споем…
Вот как прежде-то было. Мы с отцом, прежде чем ему уйти на работу, натаскаем с огорода во двор (на соломку) целую гору пузатых кочанов (иные для меня даже неприподъемные были). И вот, управившись со стряпней, во двор выходит стайка молодых женщин во главе с хозяйкой – моей покойной ныне матушкой. А во дворе установлено уже полутораметровое корыто. И закипела работа! Даже еще хлеще скажу: закипела бабья, прости меня, Господи, болтовня! В трех, а то и в пятиведерных корытах на засолку рубили ее не в одиночку, а сообща, «миром». Группой родственниц и соседок. Сначала в одном дворе, потом в другом, и так, почитай, всю неделю.
И на всю эту неделю село превращалось в табор или базар. Стук тяпок о рубленые липовые корыта заглушался песнями, частушками. И конечно же, смехом и разговорами.
Если первый снег на Сергия, то зима установится на Михайлов день (21 ноября)». Слава богу, так редко случается.
А вот как по осенним приметам судили о предстоящей зиме:
«Сырое лето и теплая осень – к долгой зиме».
«Много желудей на дубах – к лютой зиме».
«Поздний листопад – к продолжительной зиме».
«Большие муравьиные кучи с осени – на суровую зиму».
«Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме».
10 октября – Савватий-пчельник
Конец пчелиной девятины. Начало ее было на Зосиму (2 октября). «Пчеловоды в этот день не только сами молились святому Савватию, но и побуждали к этому своих детей. Пчелиный промысел на Руси считается одним из тех, которые требуют нравственной чистоты и праведности, а дети до двенадцати лет безгрешные, потому и «молитва их признается очень угодною Богу»: «Дай, Господи, чтобы пчелки водились, мед носили и не умирали!» – так, повторяя за родителями слова молитвы, шептали крестьянские дети на всех наших пчельниках, крестясь и кланяясь перед образом соловецких чудотворцев» (Известный знаток народного быта С. В. Максимов).
13 октября – Григорий
«На Григория жгут старую солому из постелей, набивая новою» (Даль). Мудро поступали предки наши! За год-то в старой соломе сколько всяческих микробов скапливалось (видимо-невидимо!). И вот всех их вместе с соломой в печку, в огонь – туда им и дорога!
Раздел ведет Анатолий Солонецкий