Помнит историю без прикрас и ретуши
Каждая встреча с Екатериной Черновой – почетным гражданином поселка Приморский – позволяет открыть для себя новую страничку в истории родного края, его жителей. Не стал исключением и этот визит…
Екатерина Федоровна на два года старше Ставропольского района, который в этом году отметит свое 95-летие. Она труженик тыла, вдова участника Великой Отечественной войны. Всю жизнь отдала животноводству, получила десятки грамот и благодарственных писем самого разного уровня. Работала дояркой, потом свинаркой в совхозе имени Степана Разина. Ее трудовой стаж порядка 48 лет. Общение с Екатериной Федоровной дорогого стоит. Как в капле росы отражается солнце, так и в судьбе нашей героини отразилась история земли Ставропольской…
Про Благодатовку и Кумыску
Родилась Екатерина Чернова в деревне Благодатовка, которая позднее была затоплена во время строительства Волжской ГЭС.
Несмотря на красивое название поселения, жизнь сельчан была отнюдь не благодатной.
– Голодали. Нас, детей, у родителей было пятеро. Отец работал пастухом, мать – дояркой. И чтобы нас прокормить, отец устроился в совхоз имени Степана Разина. Так же назывался и сам поселок, в который он нас перевез, – вспоминает моя собеседница.
По ее рассказу, животноводом она стала практически с пеленок. Еще в раннем детстве мать доверяла ей доить козу, которая девочке казалась такой огромной! А в 14 лет Екатерина уже вовсю доила совхозных коров. Сначала помогала старшей сестре. Потом ей дали на попечение своих 15 голов. Руки поначалу распухали и болели нестерпимо. Но мама сказала как отрезала: «Терпи». И Катя терпела, а в свободное от тяжелого труда время вязала носки и варежки для солдат, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны. Говорит, так делали без исключения все деревенские девушки и женщины.
– Где же вы отдыхали? – спросила у собеседницы.
– На базе и отдыхали. Уснешь на несколько минут – и опять надо доить. А летом мы вообще жили на Кумыске. Это сейчас вазовская территория. А когда-то там находилась третья ферма совхоза им. Степана Разина, на которой доили не только коров, но и лошадей. Из лошадиного молока делали кумыс.
– То есть вы на Кумыске работали практически круглосуточно?
– Да. Скот находился на калде под открытым небом. А мы жили в шалашах, готовили на костре. Чтобы каждый день время на дорогу не тратить, нас на Кумыску вывозили весной, когда снег таял, и увозили ближе к осени, когда начинало холодать.
Трудилась как заведенная
Замуж Екатерина Федоровна вышла в 1948 году за односельчанина-фронтовика. Звали его Василий Семенович, он был на 12 лет старше нашей собеседницы, работал заведующим током. Свадьба была чисто символической. Черновым просто-напросто не на что было праздновать рождение своей семьи. По словам собеседницы, у нее была единственная рубашка. Постирала, тут же погладила и опять надела…
В семье Черновых родились четверо детей: три сына – Виктор, Вячеслав, Анатолий – и дочь Галина. Но в 1963 году случилось несчастье – умер глава семейства. Буквально через год после него погиб старший сын Виктор – случайно наткнулся на оголенный провод. Екатерине Федоровне надо было поднимать троих детей, и она в прямом смысле трудилась как заведенная.
– Мы просыпались – мама уже была на ферме. Засыпали – она еще не пришла с работы. Совхозное стадо доили по три раза в день. При этом животных надо было еще накормить, напоить. А еще было личное подсобное хозяйство. Мы держали коров, овец, свиней, коз, кур, гусей, уток, индюшек, – вступает в разговор Галина Васильевна, дочь нашей собеседницы.
– Никогда не забуду, как вручную таскала еду для совхозных коров. Набивала 30-килограммовую корзину и бежала изо всех сил. Иначе более расторопные доярки все растаскивали по своим животным. А мои коровы как-то остались голодными и молока дали с гулькин нос, – жалуется Екатерина Федоровна.
По ее словам, на базе работали четыре доярки, у каждой по 25 голов КРС. Работницы далеко не сразу пришли к компромиссу, как сделать, чтобы все животные были сыты. Но в итоге все же стали сразу после привоза делить привезенные корма на четыре равные кучи. И только затем кормить своих буренок.
Кроме коров на базе были еще быки. Единственная управа на них – кольцо в носу («Хватаешься за него и тянешь, нос у быков – самое больное место»). Выпускали их в строго определенные дни, остальное время держали на привязи.
Моя собеседница вспоминает, как бригадир оказался один на один с агрессивным быком. И, чтобы его успокоить, огрел как следует палкой. Бык бригадира не простил. Выждал подходящий момент и… напал, повалил на землю. Хорошо, объявился кто-то из работников, а то бы костей не собрать…
Добрая, поэтому любимая
На вопрос «Как справлялись с такими агрессорами?» Екатерина Федоровна ответила:
– Привыкли. С быками, конечно, сложнее, а корове скажешь: «Идем» – и она шла. И мы их, и они нас понимали с полуслова.
– Характер у нашей героини добрый, она не злопамятная. Всегда в хорошем настроении, всем довольна. И люди к ней тянутся, и животные, – говорит председатель приморского общества инвалидов и ветеранов Ольга Козловская.
– Да, Екатерину Федоровну все рады видеть. Неоднократно возила в гости к подружкам – таким же ветеранам животноводства, – подтверждает приморская активистка Татьяна Шепилова. По ее словам, бывшим совхозным дояркам было что вспомнить. Например, как приезжали на побывку с летней «командировки» на Кумыску. Вся сельская ребятня дружно выходила на дорогу, чтобы встретить любимых мам-доярок. Также вспоминали, как иногда падали от усталости и засыпали чуть ли не в коровьей кормушке – самом теплом месте на базе…
…А меня после разговора с почетным гражданином поселка Приморский эмоции, как всегда, переполняли. Недаром сельчане считают, что наличники дома Екатерины Федоровны напоминают распростертые для объятия руки. Добрая и мудрая хозяйка всегда готова принять гостей и рассказать об истории родного совхоза имени Степана Разина без прикрас и ретуши.
И это вдвойне ценно, согласитесь?
Ольга Пимантьева