Февраль сечет зиму пополам
28 января – Павел Фивейский
«Если ночь звездная – уродится лен».
«На Павла ветрено – год сырой».
Селяне вот как себя утешали: «Петр и Павел день прибавил».
29 января – Петр-полукорма
«После Петра-полукорма не кидай сенцо задарма». Для справного хозяина, ну то бишь у которого полон двор скотинушки (а не у того, у кого из всей живности только кошка на печке, мышка в подполе да тараканы в запечье), для него этот день воистину рубежным был. Только ли ополовинил ты запас кормов на сеновале вилами перед своими любимицами – коровушкой, телушкой-полуторницей да милыми овечками и, как есть язвами, козочками, великодушно играючи, или (не иначе как по недомыслию) «позаимствовал» из второй половины? Настоящий-то хозяин (жизнью ученый-переученый) мало того что не «заимствует», но на недельку-другую сверх того оставляет. Ну как весна-то в этом году шибко подзапоздает и на вешнего Егория (6 мая) скотинке-то не на выпасе ранней травкой лакомиться, а на калде придется прозябать, сухую соломку пережевывая? То-то и оно!
30 января – Антон перезимник
По старому календарю, зимушка-зима перевалила за середину. Так что морозные деньки будут перемежаться оттепелями. В этот день обычно бывает теплая-теплая погода. Но «перезимник обнадежит, обтеплит, а потом обманет – все-все морозом стянет». Селянами исстари замечено: теплые дни января (опять же по старому стилю) «не добром отзываются». Хорошо, когда все в свою пору свершается.
А в заключение несколько примет, в правоте которых автор сам неоднократно убеждался:
«Самовар зимою гудит – к морозу».
«Ветер в трубе гудит – к морозу».
«Коли в январе был март, бойся в марте января». Знать, и в старину такое случалось?
«Кошка стену дерет – к непогоде (вьюге), лежит на печи – к стуже, на полу – к теплу, клубком свернулась – к большому морозу».
«Воробьи дружно собирают перья около курятников, утепляют свои укрытия – через несколько дней наступят сильные морозы».
Вот уж климатологи так климатологи! Это надо же (без спутников, без ЭВМ!): за несколько дней вперед погоду-то предугадывали. А мы с вами (цари природы, между прочим) в «ящик» пялимся в ожидании синоптических «пророчеств», которые нередко на уровне «бабушка надвое сказала» сбываются…
31 января – Афанасий-ломонос
«Пришел Афанасий-ломонос – береги щеки и нос!».
«На Афанасия знахари изгоняют ведьм». А не одного ли поля ягодки они: знахари и ведьмы?! И что, ворон ворону глаз выклевывал? Ни в жисть! Увы, такое «выгоняние» походило на показушную борьбу с коррупцией в рядах нечистой силы. Скорее всего, это была межвидовая распря знахарей-ведунов с ведьмами-знахарками…
***
Ну, вот и февраль на дворе. Древнерусское наименование его – сечень. «Февраль-сечень сечет зиму пополам».
1 февраля – Макарьев день
Денек того самого Макара – помните, про его теляток-то? Видимо, поэтому и примета на эту дату такая коварная: «Коли на Макара погода ясная – ранняя весна». Не приведи бог! О-го-го, как настрадались мы от ранних весен-то…
2 февраля – Ефимий
«Если на Ефимия в полдень солнце – к ранней весне». Представляю, как этим утром самаролукские крестьяне – исконные предки наши – умоляли этого святого: «Ефимушка, славненький, принахмурь небушко тучками, уж больно не гожится нам ранняя-то веснушка! Она вон, что девка (имярек) – капризная-раскапризная: не знаешь, что ждать от нее».
Раздел ведет Анатолий Солонецкий