Сам голодай, а поле зерном не обделяй
11 апреля – Берещенье
На Руси восславляли дерево света, жизни и здоровья – березу, с которой связано множество поверий. Заболевшего ребенка хлестнуть березовым прутиком – хворь уйдет. Воткнуть березовую ветку в крышу – от молнии убережет (ничего себе – громоотвод!). Про любовь народную к березовым веникам и не говорю. А все из предания, по которому Богородица с младенцем Иисусом прятались под березкой от непогоды.
Ходили в Берещенье к березам и слушали: не началось ли сокодвижение? Березовый сок заготавливали все. Варили из него сбитни, добавляли в кисели. А свежим – поили больных.
12 апреля – Иоанн Лествичник
10 февраля на Ефрема Сирина (сирийца) домового закармливали («Пришел Ефрем – сама не съем, а домового ублажу, сладкой кашки наложу»), да, видать, недоублажили, потому как: «На Иоанна Лествичника домовой бесится» (Даль). Одно спасение, говорят, от нахала было – ублажить его лепешкой, корочкой круто сваренной кашки. Тогда, говорили знатоки, он будет оберегать скотину на дворе и благоволить к обитателям дома. Ой ли?!
В доме, где мир да лад, где Бога чтут, домовому приходится смирять себя, молитвами он как бы связанный сидит. А вот когда ему волю дадут семейными неладами, тут он полтергейством заниматься начинает. Не иначе как с хозяев пример берет – дурное дело прилипчивое.
13 апреля – Ипатий Чудотворец
На Руси Ипатия считали (и почитали) «разрешителем бесчадия». Ему возносили молитвы об избавлении от бесплодия, о прибавлении семейства, изобильности материнского молока. Ипатий был также «ответственен» за изгнание бесов и укрощение домовых, которые в эту пору бесчинствуют.
14 апреля – Марья – зажги снега, заиграй овражки
«Если лед сходит вдруг (быстро) – год будет легкий».
«Если разлив на Марию Египетскую, то травы будет много».
В этот день наши самаролукские бабушки пекли нам «волгокрести» – кресты из цельной лепешки солодового (сладкого-сладкого!) теста. И поутру мы бросали их вверх с криками: «Волгокрести – Волга, тресни!»
Даже ветхие старушечки не ленились в этот вечер с печки спуститься и выбраться на волю. Заслышат, бывало, «канонаду» тронувшегося льда, перекрестятся: «Слава тебе, Господи, – проснулась Волга-матушка!» И опять на печку.
А еще этот день называли: «Марья – пустые щи» – капуста-то припасенная заканчивалась.
15 апреля – Тит-Поликарпов день
Эти святые продолжают «гнуть линию» Марии Египетской: «Если с Марии на Поликарпов день разольется полая вода, то надо ждать больших трав и покоса».
Поликарпов день в старину на Руси и на Самарской Луке был началом весенней бесхлебицы, потому и говорили: «Ворона каркала, каркала да мужику Поликарпов день накаркала».
«С одного конца нет и с другого нет, а в середке и не бывало».
«Ни крохи, ни зерна, ни капли, ни волосу».
«У кого ничего, а у нас пуще того».
«Ничего-то у нас и дома много».
«Всякого нета припасено с лета».
«Было когда-то всякого жита по лопате, а сейчас дожили — ножки съежили».
Но, несмотря на тяжелые времена, припасенное на посев зерно не трогали. Это было табу: «Сам голодай, а поле зерном не обделяй».
16 апреля – Никита Водопол
Знатный день для рыбарей. Дело в том, что, по народному поверью, на Никиту: «Водяной просыпается от зимней спячки». Самые суеверные рыбаки угощали водяного, утопляя худую лошадь, купленную заранее по дешевке у цыган и маленько откормленную: «Вот тебе, дедушка, гостинец на новоселье: люби да жалуй нашу семью!» (Даль).
Крестьяне отделывались подношением «дедушке» каши, хлеба или куриных потрохов.
17 апреля – Иосиф Песнопевец, Ольховые смотрины
В этот день начинал петь сверчок и подавал голос журавль.
«Первая ласточка — еще не весна, настоящую весну приносит на крыльях журавль».
«Смотрели» ольху, с которой связан ряд примет: выпустит она лист раньше березы – к мокрому лету, сережки обильные – к урожаю овса.
Раздел ведет Анатолий Солонецкий