«Грущу, раскрыв преступление…»
Единственный в Русской Борковке полицейский не радуется раскрытому преступлению. Радуется предотвращенному. До сих пор не понимает: как можно забить соседа разводным ключом ради мелкой наживы? Но всегда готов даже со сломанной ногой поймать матерого атлета-наркоторговца.
И в горе, и в радости
На днях участковые уполномоченные полиции отметили 100-летний юбилей своей службы. Как и большинство их коллег по всей России, участковые Ставропольского района встретили круглую дату на рабочих местах. Именно их профессия максимально приближена к людям. В сельской местности имиджа представителя власти на страже закона маловато. Чтобы обеспечить порядок «на земле», каждому участковому важно быть и опытным психологом, и старшим товарищем, решать проблемы, не связанные с прямыми обязанностями. Только глубокое – фактически круглосуточное, несмотря на официальный график – погружение в жизнь людей может обеспечить общую безопасность.
Сельчане приходят к участковым по любому поводу – за житейским советом, поделиться горячими новостями, радостью и печалью, просто высказаться, когда накипело. И отмахнуться от односельчан не имеет морального права ни один «Анискин», что подтвердил нам полицейский из Русской Борковки Дмитрий Панченко:
– На селе все друг друга знают, живут в добрососедстве десятилетиями. Вот честно, не могу представить себе ситуацию – ко мне обратились, а я ответил, мол, ничего не знаю, сегодня выходной, приходите через неделю. Меня просто не поймут, удивятся – как же так? И жители ценят эту отзывчивость, благодаря неравнодушным людям удается предотвратить многие преступления.
«Здрасьте, Настя!»
С Дмитрием Александровичем журналист «Ставрополя-на-Волге» встретился на его участке как раз в день 100-летия службы. Праздник праздником, а обязательный обход всех, взятых Панченко на заметку, никто не отменял.
– Проверяю не только состоящих на официальном учете, например вернувшихся из мест не столь отдаленных. Еще неблагополучные семьи, где кто-то злоупотребляет спиртными напитками. С точки зрения закона вопросов к ним пока нет, но я понимаю, эта категория может оступиться в любой момент, не отдавая полного отчета своим действиям, и моя задача вовремя поговорить с ними, провести профилактику. Профилактика – вообще главное в нашей работе. Поверьте, чувство удовлетворения от предотвращенного преступления гораздо больше и ярче, чем от раскрытого! – объяснил сотрудник районного отдела полиции.
По дороге от опорного пункта к главной площади села встречаем Анастасию. Здороваемся, Панченко интересуется, как успеваемость в институте, здоровы ли родители, собирается ли девушка замуж. Дмитрий просит обязательно познакомить с избранником. Прощаются как старые друзья, хотя еще недавно студентка чуть не подкинула участковому головной боли.
– Искала работу, увидела в социальных сетях объявление «Срочно требуются курьеры»… Вот только не удивилась – либо сделала такой вид – обещанной зарплате, очень высокой для этой работы. По-честному, не нарушая закона, курьерам столько не платят. Неладное заподозрил брат Насти, обратился за советом, как проверить, насколько добросовестный работодатель. Потому что от опасений брата девушка отмахнулась. У меня глаз наметанный, объявление было в том формате, в каком наркоторговцы вербуют закладчиков. Об авторе объявления я сразу же сообщил коллегам из управления по контролю за оборотом наркотиков, человека взяли в разработку.
Дмитрий Александрович сначала объяснил девушке, в какую передрягу та чуть не попала, однако не встретил понимания:
– Она, конечно, покивала головой, якобы все осознала, сделала выводы. Специфика же профессии и опыт работы (а я в органах правопорядка 21 год) научили разбираться в людях. Явно не все выводы она сделала. Покопался в архиве, нашел тех молодых людей, кто в разные годы был пойман на закладках, их фото с обреченными лицами, сообщил, какие большие сроки получили, какое горе доставили семьям, сломали себе жизнь, едва начав ее. И лишь этот прием подействовал на Настю. Теперь вот контролирую, куда она устроилась на работу, с кем общается, обращались ли к ней другие сомнительные личности. Если бы провел чисто формальную беседу, для галочки, то, думаю, в другой раз студентка снова бы клюнула на опасный крючок.
Искал мигранта – поймал наркоторговца
Дмитрий Александрович рассказал и о последней крупной удаче – поимке закладчика с большой партией наркотиков:
– Чаще всего попадаются мелкие закладчики, розничные распространители. А здесь, получается, взял оптовика, ведь 400 граммов запрещенного вещества – очень немалый вес. И задержал гражданина не в ходе специального рейда, а вообще без подготовки. Все обстоятельства были против меня, пусть и оказался вовремя в нужном месте.
Незадолго до рокового утра майор Панченко сломал ногу. Взял больничный лист, однако решил завершить одно безотлагательное дело:
– Была информация о приезжем, который – по предварительным данным – нарушал миграционное законодательство. Надо было проверить. Шел по улице, стараясь не нагружать сломанную ногу. И увидел вдалеке закладчика. Тот вел себя очень характерно для наркокурьера, сразу вызвал подозрения. Я к нему: «Стоять, полиция!», он наутек. У меня нога, а он спортивного телосложения. К счастью, подозреваемый оказался не из местных, было понятно, куда он направляется. Превозмогая боль, побежал коротким путем, потайными тропами, и преградил ему путь в последний момент. С учетом травмы – не факт, что догнал бы его по прямой или на длинной дистанции.
О больной ноге Дмитрий Александрович забыл сразу же, когда понял, насколько крупная рыба ему попалась:
– Это не какой-то студент, случайная жертва. Задержанному 52 года. Серьезный дядя, не дилетант. Считайте, предотвратил целую волну закладок по селу, изъятые 400 граммов расходились бы очень долго.
Забил соседа гаечным ключом
По словам Панченко, именно заезжие гастролеры совершают больше всего преступлений:
– Русская Борковка на фоне многих сел Ставропольского района выделяется большим количеством дачных массивов. Владельцы дач – из города, как и те, кто покушается на их имущество. К сожалению, не все председатели садовых кооперативов охотно контактируют. А я добиваюсь одного: чтобы в начале и конце каждой из 27 дачных улиц повесили камеры видеонаблюдения. В наше время это не так сложно, да и не так дорого. Благодаря камерам можно оперативно, по горячим следам, установить личность преступников, проследить пути отхода, быстро задержать. Вроде все так очевидно и просто, но… У дачников своя атмосфера. Допустим, воров я когда-нибудь поймаю, вот только вряд ли они спустя время вернут украденное, когда упущены драгоценные часы и минуты.
Местные проявляют себя на ниве преступности хоть и реже, зато более изощренно. В качестве примера участковый вспомнил свежий случай:
– Наш местный, борковский, избил соседа гаечным ключом, нанес тяжелейшие удары. Добычей стали 800 рублей. Да, покаялся после поимки, хотя одна мысль, что ради такой суммы кто-то, живой человек, может решиться на подобное, добавляет грусти и разочарования. Вроде бы я молодец, быстро раскрыл, только повода для радости нет – человек жестоким способом навсегда испортил судьбу и себе, и беспомощному односельчанину… И обратно ничего не вернуть. Повторюсь, раскрыл преступление, поймал злодея, а все равно грустно. Гаечным ключом по голове за 800 рублей? Он серьезно?
В конце встречи полицейский отметил, как изменились преступления за последние годы:
– В списке самых распространенных правонарушений сегодня – мошенничество. И конкретно – через интернет и по телефону. На первый взгляд кажется, что все, включая пенсионеров, давно предупреждены и никто не купится на звонок: «Ваш сын совершил преступление, готовьте деньги» либо «Это служба безопасности банка, ваш вклад под угрозой». К сожалению, таких заявителей по-прежнему много. И среди них есть те пожилые сельчане, с которыми я уже проводил беседы о том, как не стать жертвой телефонных преступников. Послушали, покивали, спровадили, не отнеслись серьезно, попались, лишились средств… И ведь отдают последнее, что самое обидное.
Василий Лаптев