Новости Ставропольского района Самарской области
Знаем мы – знаете вы!

В Новой Бинарадке раскрыта тайна царапин по сырой штукатурке

Брутальный комсомолец, которого знает в лицо каждый сельчанин, навечно вошел в историю монументально-декоративного искусства Поволжья.

16 ноября Дом культуры Новой Бинарадки отметил 55-летний юбилей. Двухцветное здание из силикатного кирпича построили в центре, на возвышенной площадке, откуда открывается панорамный вид на село. Напротив – обелиск павшим в годы Великой Отечественной войны и самая маленькая школа Ставропольского района. О том, какое стратегическое значение она имеет, читайте в одном из ближайших номеров газеты «Ставрополь-на-Волге».

Теснились в гнили и сырости

– Первый ДК у нас появился еще в царскую эпоху. Был деревянным, маленьким, за 100 лет сильно обветшал, стоял на окраине, да и не мог вместить всех желающих. После Победы Новая Бинарадка восстанавливала хозяйство ударными темпами, по итогам каждой трудовой пятилетки заметно прирастала территориями и населением. И вот – юбилейный 1968 год, вся страна готовится праздновать 50-летие комсомола. К важной дате повсюду возводятся целые города, заводы-гиганты, мосты, закладываются всесоюзные молодежные стройки. А у нас что? – рассказывает корреспонденту заведующая Домом культуры Наталья Шкайдурова.

Да, передовой колхоз ежегодно давал стране рекордные урожаи, но его успехи, как и другие важные события, сельчане праздновали в тесном зале, пропитанном сыростью от гнилых стен. Капитальный Дом культуры и стал главным подарком жителям в честь полувековой годовщины всесоюзной комсомольской организации.

Чтобы внешний вид типовой силикатной коробки хоть как-то оправдывал статус главного в селе очага культуры, строителей попросили украсить фасад. Так над входом появилось панно, где брутальный скуластый юноша-комсомолец держит на вытянутой ладони белого голубя – символ послевоенного мира. Казалось бы, ничего необычного, десятки подобных элементов советского монументально-декоративного искусства (МДИ) до сих пор украшают промышленные и общественные здания по всей Самарской области.

Сграффито точное, как пуля

Но, как объяснил нашему журналисту известный краевед, кандидат исторических наук Николай Алькин, фасад сельского ДК в Новой Бинарадке выделяется из общего ряда:

– Сюжет выполнен в технике сграффито, очень редкой для Поволжья и всей России в целом. Она сложная! «Sgraffito» с итальянского языка – царапать. Сначала на поверхность – в данном случае кирпичную стену – в несколько слоев наносят определенный вид штукатурки или специальный цемент. У художников есть всего полтора-два часа, пока материал сырой, чтобы процарапать линии всех образов и предметов из выбранного сюжета. И сразу, не прерывая процесс, залить панно красками. Во время СССР сграффито получили большую популярность на Украине и в Белоруссии, прям массово. А в РСФСР, включая Куйбышевскую область, специалистов по этой технике почти не было.

По словам Николая Андреевича, у нас любили совсем другое:

– В Поволжье максимально распространились мозаики из обломков смальты или битой глазурированной плитки. И многие отчего-то думают, что это сложнее, чем сграффито. Нет! Мозаичное панно, разумеется, требует кропотливого труда, однако мастера не ограничены во времени. Если ошиблись по ходу работы, всегда можно переделать либо даже переосмыслить изначальный сюжет, когда видно, что на деле получается хуже, чем в эскизе. Сграффитист же не имеет права на ошибку. Он должен быть точен, как пуля, и аккуратен, иначе сбивать испорченную и засохшую штукатурку или цемент он будет сам, без помощи строителей, как и накладывать новые слои.

Оказалось, никто из жителей Новой Бинарадки, включая немногочисленных краеведов, даже не знал, насколько необычный для Ставропольского района образчик советского МДИ венчает фасад Дома культуры.

– Думали, ничего особенного. Много похожих панно в сельской местности, да и в Тольятти. Не могли и предположить, что именно здесь какой-то особенный вариант, не как у всех. По этой причине и не задавались вопросом, а кто, собственно, художник. Для нас имя автора одно – советские строители, – добавила Наталья Анатольевна.

След временщика на сдельщине

55-летнюю тайну царапин по сырой штукатурке нашему журналисту раскрыл все тот же Николай Алькин:

– Специалиста выписали из Тольятти в строительном тресте «Куйбышевгидрострой». Там на постоянной основе работал целый отдел художников-монументалистов и строителей-декораторов. И – внимание! – все они занимались исключительно мозаиками в городе, никто не хотел срочно, накануне 50-летия комсомола, ехать в Новую Бинарадку. Профессионалы других техник были только приглашенные, чисто временщики на сдельщине. В основном, понятно, студенты-комсомольцы. Среди них и молодой Валерий Симачев. В Тольятти приехал из Гомеля, оформил сграффито в Ставропольском районе, пару объектов в Кошкинском районе, затем осел в Куйбышеве, где тоже занимался любимой художественной техникой. Его следы на нашей земле теряются в 1987 году. Уехал ли, умер ли, погиб ли…

Как бы в итоге ни сложилась судьба сграффитиста, небольшой кусочек своего таланта Симачев увековечил в Новой Бинарадке. Да, положа руку на сердце, не самый яркий фрагмент монументальной росписи. Зато редкий, благодаря чему и вошел в архитектурно-строительную историю района.

Евгений Леонтьев

vesti
01.12.2023