Новости Ставропольского района Самарской области
Знаем мы – знаете вы!

Ставка на Сускан

В 1975 году в Сусканском рыбхозе начал работать инкубационный комплекс, который позволял увеличить добычу рыбы с проектных 88 тысяч экземпляров почти на четверть.

Ко дню сегодняшнему большая часть уникального рыбоводческого хозяйства, в который были вложены сотни миллионов еще тех, советских, твердых рублей, по сути, вновь стала «бросовой».

«На бросовых землях»

Когда-то огромный Сусканский комплекс, построенный с учетом рыбопродуктивных особенностей крупнейшего мелководного залива Куйбышевского водохранилища управлением гидромеханизации, был на первых полосах газет. Сускан гремел – как очередное свидетельство преимуществ социалистического хозяйствования. 11 июля 1965 года – в день, когда страна впервые отмечала День рыбака, – тольяттинская газета «За коммунизм» писала:

«Акватория залива более 10000 гектаров. Рыбаки хорошо знают эти места, летом здесь много рыбы. Но в том-то и беда, что только летом. При зимней сработке уровня водохранилища около 80 процентов залива осушается, и очень много рыбы гибнет. К тому же в верховьях залива началось интенсивное зарастание мелководным тростником, и, если не принять меры, через несколько лет обширная территория превратится в болота. Два года назад (в 1963-м. – Прим. ред.) куйбышевскому филиалу «Гипроводхоза» было поручено выполнить проектное задание на строительство. Иными словами, на бросовых площадях создать товарно-выростное рыбоводное хозяйство. В конце прошлого года проект был утвержден…»

К счастью, к тому времени была похоронена идея строительства Приволжской ГРЭС, которая, по чьему-то «там, наверху» недоброму замыслу, должна была соседствовать с рыбхозом, перегородив плотиной «горло» залива (см.: «Пора гигантов». «Ставрополь-на-Волге», 9 июня 2023 г.).

«Что намечается сделать на Сусканском заливе? – информировал читателя начальник производственного отдела управления гидромеханизации. – Основным, самым трудоемким, сооружением является головная дамба, которая отделит залив с нагульными прудами от Куйбышевского водохранилища. Когда дамба будет возведена, залив мы осушим, вот тогда-то и начнется строительство рыбопитомников, нагульных прудов, крытых железобетонных садков общей емкостью 100 тонн, откуда рыба будет отпускаться в торговую сеть… Все строительство рассчитано на 4 года… А пока наш коллектив строит для будущих эксплуатационников жилье. Заложено пять 16-квартирных домов и детский сад. Немного позже начнется строительство клуба, котельной…»

Десять лет спустя

В 1975-м рыбхоз «переживал второе рождение».

«В Сусканском рыбхозе сдан в эксплуатацию инкубационный комплекс, – пишет «Гидростроитель» в номере от 11 марта. – Коллективы управления механизации и других подразделений Куйбышевгидростроя за семь месяцев возвели 22 объекта: спеццех и производственное здание, насосные станции и водонапорная башня, котельная и 12 прудов.

Инкубационный комплекс с искусственным подогревом воды вскоре начнет действовать. Значительно ускорив нерест рыбы, он позволит выращивать ежегодно личинок карпа – 100 млн штук и форели – 100 тысяч штук. Наряду с осуществлением других мероприятий, он дает возможность хозяйству довести добычу рыбы до 105 тысяч центнеров в год».

В июне в инкубационном цехе уже получили личинки карпа.

«Раньше карп воспроизводился только в естественных прудах, – пишет директор рыбхоза Арнольд Данченко. – Его количество было ограничено природными условиями: много икринок гибло в водоемах по разным причинам. Выведенные в «Сускане» восемь миллионов личинок помещены в специальные лотки. Здесь они питаются живым кормом – рачками артемии и молодью дафний».

По расчетам рыбоводов, к осени личинки «достигнут нужного роста». И двинутся дальше по «конвейеру», чтобы в итоге превратиться в товарную сусканскую рыбу, которую так охотно покупали и сельчане, и горожане.

«Искусственное разведение рыбы становится перспективной отраслью народного хозяйства. Так почему же, спросите, мы до сих пор не занимались им, – опережает вопрос читателей директор рыбхоза. – Дело в том, что не могли получить живой корм. Долго бились над решением этого вопроса вместе с сотрудниками Всесоюзного научно-исследовательского института прудового хозяйства. И вот пришел успех».

Данченко сообщил: на днях ожидается поступление большой партии растительноядных рыб – белого амура и белого толстолобика. «Разведение их также будет осуществляться в инкубационном цехе нашего рыбхоза», – добавляет он.

Другие времена

Не знаю, отработал ли Сусканский рыбхоз колоссальные вложения, но он несколько десятилетий безотказно кормил народ рыбой.

Но пришли другие времена. «Если в прошлом году работал бесперебойный конвейер по реализации живой рыбы, то в этом году дела обстоят хуже: объем отправки упал, вместо положенной одной тонны загружают по 100-200 кг в машину», – писала районная газета «Ставрополь-на-Волге» 26 сентября 1991 года. В качестве причины, «почему плохо раскупают рыбу», названо четырехкратное повышение цен. А куда деваться рыбоводам, пишет автор: в пять раз дороже стали гранулированные корма, подскочили цены на горючее…

Вскоре к чисто экономическим проблемам добавилась еще одна. Дабы «спасти» от подтопления Выселки и земли колхоза «Дружба», региональная исполнительная власть приняла решение осушить часть сусканских прудов. Как пишет ставропольская районная газета в марте 1992-го, все, включая районное руководство, не возражали. Резко критиковал это решение только председатель «Самарарыбхоза» Жариков. «По его мнению, цитирую по публикации в номере, – действия облагропрома в этом вопросе связаны с желанием ликвидировать весь Сусканский рыбный комплекс, взвалив только на рыбхоз «Сускан» ответственность за подтопление территорий. Между тем, считает он, дело тут в другом: в ошибках проектировщиков и строителей при создании системы мелиорации и дренажа».

Вот только до самой сути дойти не решился и он. Первопричина затоплений – высокий уровень грунтовых вод в связи с созданием собственно Куйбышевского водохранилища, а значит, главный вопрос – к партии и правительству, которые инициировали «великую стройку коммунизма».

А насчет того, что у кого-то уже тогда уже на заре приватизации возникла мысль ликвидировать успешное сусканское хозяйство, «раздербанить» и прибрать к рукам его остатки – сдается мне, прав тот единственный критик…

Конец большого проекта

Покойный Михаил Горбунов – коренной ставропольчанин, участвовавший в строительстве огромного рыбокомплекса в должности главного инженера участка управления «Гидромеханизация», – рассказывал:

– Когда образовался Сусканский залив, предполагали, что рыба будет страдать, поэтому предусмотрели рыбное хозяйство. И мы всё сделали: зимовальные, нерестные, выростные, нагульные пруды, даже стерлядь пытались одно время выращивать…

«Не знаете, работает сейчас насосная станция на дамбе? – спросил Михаил Петрович при последней нашей встрече. И сам себе ответил: – Мы сделали всё как надо, а сейчас там всё заброшено, заросло»…

Нашему уважаемому земляку, рожденному в довоенной Русской Борковке и сумевшему благодаря своему трудолюбию и способностям сделать завидную карьеру (последняя должность – замдиректора ВАЗа по быту и коммунальному хозяйству), не нужно было долго объяснять, что случилось с его детищем.

Нам же, непричастным, остается только с прискорбием констатировать: Сусканский проект закрыт. Его постигла печальная судьба множества советских гигантов агропрома. Можно, конечно, пытаться «стричь купоны» с остатков прудов, но собрать воедино и восстановить гигантский комплекс, поделенный нынче между несколькими собственниками, – кому это под силу?

1975-й

4 января – газета «Гидростроитель»: На центральной усадьбе совхоза «Красные Горки» Ставропольского района сдан в эксплуатацию двухэтажный клуб. Кроме клуба подразделениями Жилстроя-2 Куйбышевгидростроя в совхозе возведены магазин, столовая, шесть жилых домов, школа-интернат и др. В ближайшие дни строители приступят к сооружению в селе еще одной общеобразовательной школы.

16 января опубликованы социалистические обязательства дважды орденоносного «Куйбышевгидростроя» на 1975 год: построить и ввести в эксплуатацию животноводческий комплекс на 1200 голов в совхозе им. Луначарского. Планируется также на Тольяттинской птицефабрике ввести в строй «помещения для содержания 400 тысяч штук бройлеров» (общую мощность предприятия – до 2,4 млн штук), завершить строительство Тольяттинского комбикормового завода.

5 марта по итогам областного конкурса любительских фильмов, посвященных 30-летию Победы над Германией, первую премию получил фильм «Евгений Никонов», созданный руководителем киногруппы Волжского автозавода Валентином Михайловичем Носковым.

29 апреля – бригада Геннадия Горшенина из СпецСМУ завершила реконструкцию памятника героям-землякам на площади Свободы. Барельефы Виктора Носова, Евгения Никонова, Василия Жилина и Василия Баныкина выполнили в бронзе тольяттинские скульпторы Алексей Пронюшкин и Николай Колесников.

7 мая установлен памятник-бюст Василию Жилину над его могилой на баныкинском кладбище.

9 мая – празднование 30-летия Победы в Великой Отечественной войне. В Портпоселке рядом со стелой Василию Баныкину открыт воинский мемориал (авторы проекта – Виталий Корнилов и Арсен Корж).

Сергей Мельник

vesti
30.07.2024