«Клубнику нужно любить»
– утверждает Ирина Пшонник, которая занимается разведением этой чудесной ягоды. Она – любит. И клубнику, и свое дело. А если не любить, разве можно рассчитывать на результат?
– Я сама из села Александровка, выросла на земле, – рассказывает Ирина Николаевна, – корни мои из Белого Яра – клубничной деревни. С детства мы с бабушкой выращивали клубнику, только одного сорта. Выращивала клубнику и на даче за Ново-Васильевкой, и на участке у своего дома в Зеленовке, и мне было тесно на двенадцати сотках: не хватало места для новых сортов. И когда появились средства, я все вложила их сюда…
Ее нынешняя плантация занимает сорок соток на территории СНТ «Медаевка». Земля эта испокон кормила ставропольчан полевой клубникой. Благодатное место.
– Когда я решила заняться этим, сначала посмотрела землю в Поволжском – но там низина, а здесь – ровное место, – рассказывает Ирина. – Мы с председателем садового товарищества выбрали этот участок. Здесь лес был, пришлось почистить. 1 апреля прошлого года начали корчевать, потом вспахали и уже 1 мая начали засаживать. Хотя никто не верил, что сможем всё успеть – но уже с первого года начали получать доход.
Рассаду (фриго – однолетние кусты клубники, сохраненные в особых условиях – при температуре от 0 до -2 градусов и высокой влажности) закупила в известном питомнике в Белореченске. Не всё, что хотелось: санкции коснулись и клубничников. Кому-то пришлось «ужаться» в планах, а некоторые даже потерпели убытки, перечислив деньги и не получив рассаду перспективных сортов.
– Особенно мы ждали появления сорта «Перл» с крупными, белыми, очень сладкими ягодами. Заявлено также, что она подходит детям-аллергикам. А ведь хочется обеспечить ягодой всех, всем угодить, поэтому так хотели эту новинку…
Клубничники даже не скрывают своего отношения к введению санкций, поскольку в их деле они особенно ощутимы. Да и что скрывать: так, как «у них», у нас заниматься разведением клубники и распространением «здорового потомства» еще не научились.
– Это очень сложная культура, она все болезни впитывает как губка, – говорит Ирина. – А этот год вообще тяжелый был: дожди, дожди, и клубника просто сгнила – две тонны ягод я потеряла. Представляете, какая была трагедия?..
А как иначе? Столько труда, да и недешево это удовольствие. Возделать землю, оградить территорию, построить систему капельного полива, приобрести средства защиты растений, удобрения… В прошлом году, когда в разгар поливного сезона сломался общий насос и дачникам неделю не поступала вода, Ирина была вынуждена построить собственную скважину (спасибо государству, которое – в лице органов соцзащиты – компенсировало большую часть затрат средствами соцконтракта). Опять же, одной с таким хозяйством не справиться, нужно платить помощникам.
Ручного труда на клубнике много. Женщины-помощницы склонились над грядками.
– Убирают усики, чтобы в зиму растение ушло крепким – это залог успеха, плодоношения в следующем году, – поясняет Ирина. Тогда оно хорошо заложит почки.
Чтобы сохранить цветочные почки, которые закладываются с осени, перед заморозками грядки укроют белым материалом.
Сегодня «в активе» индивидуального предпринимателя Ирины Пшонник пятнадцать сортов, один другого краше, слаще и ароматнее. «Лючия», «Мурано», «Опера», «Флорида Бьюти», «Эдвина»… Товар, что называется, «штучный» – продается «в розницу». Почему не оптом?
– Оптовикам смысла нет сдавать – они, естественно, хотят ягоду очень дешево, чтобы самим навариться, а у меня дешево не получится. У меня маленькое хозяйство, каждая копеечка считается. Поэтому продаем сами, – говорит хозяйка волшебных грядок.
И раскрывает свой «маленький секрет»:
– Клубника – вечнозеленое растение. Она очень капризная культура, и к ней нужно иметь определенный подход. Когда ее много – сложно за ней ухаживать. Это как в детском саду: много детей – чаще болеют… Клубника – это не бизнес. Бизнесом это назвать нельзя, особенно в наших условиях: то ветра, то дожди, то сушь… Просто должна быть сумасшедшая любовь к клубнике.
Так-то оно так, но, знаете, при всей сумасшедшей любви не каждый мужчина рискнет на такой шаг, на который рискнула она. А в планах Ирины Николаевны еще и расшириться.
– Мужчинам, конечно, проще: они за трактор сели, вспахали, а я одна. Но все равно хочу взять еще гектар здесь же, в «Медаевке». И там, возможно, будет не только клубника: есть желание выращивать еще и малину.
Сергей Мельник