Новости Ставропольского района Самарской области
Знаем мы – знаете вы!

Волшебные истории про географию

Богатырша Усолка. Рис. А.И. Волкова

Пока мы с вами рассуждаем о палеозойской эре и ребусах ономастики, на Самарской Луке бытуют предания, в которых давно установлено, «откуда есть пошли» местные озера, реки, да и вся территория в целом.

В каждом мифе – доля мифа, а остальное?

Несколько «географических» легенд о происхождении гор живут далеко за пределами Луки. Смысл у них общий: некие люди (чаще – богатыри или великаны) пережили сильный стресс, вследствие чего превратились в камни. Таким путем, например, образовались знаменитые Жигулевские ворота. Вкратце: жили два брата-богатыря, любили одну девицу. Стали из-за нее спорить и подрались. А девица пробежала между ними и утекла прямо к Каспию. Братья с горя превратились в горные кручи (горы Серная и Тип-Тяв), девушка – в реку Волгу.

Вы удивитесь, но примерно так и было. Миллионы лет назад Волга обтекала Сокольи горы с востока, и они составляли единый массив с Жигулями. Постепенно река размывала берега, несла размытые осадочные породы вниз и теряла их там, где течение замедлялось. Русло загромождалось наносами, этот вал рос из года в год. Территория между Сокольими горами и Жигулями в это время медленно опускалась. И в один прекрасный момент произошел прорыв. Волга хлынула между горными массивами, навсегда прекратив богатырский спор. Вопрос: кто мог это рассказать местным крестьянам?

Еще один «палеогеографический миф» касается Молодецкого кургана. Дело якобы было так: бежала красавица Волга к любимому Каспию, но вдруг у нее на пути встал могучий великан. Стал объясняться в любви и угрожать, что никуда от себя не отпустит. А хитрая Волга сделала вид, что покоряется, уложила богатыря головой к себе на колени, стала ему кудри расчесывать и напевать. Уснул великан крепким сном, а Волга вскочила и бежать. Пробудился богатырь, глядь: нет Волги. И тоже от горя превратился в камень. Так и обтекает Волга Молодецкий курган уже миллионы лет.

И опять скажу: примерно так и было. Есть такой закон Бэра. Согласно ему, русла всех рек меридионального направления постепенно смещаются вправо – на них влияет вращение Земли. Наша Волга течет с севера на юг – и соответственно, тоже медленно сместилась навстречу поднимающемуся Жигулевскому массиву. Наконец, она натолкнулась на скалистую стену и повернула в обход. Самаролукские сказители про вращение Земли ничего не знали, но суть явления опять пересказали точно, хоть и в поэтической форме.

Поосторожнее с ковшиками

На Самарской Луке есть легенды о происхождении буквально каждого камня или водоема, включая небольшие источники. В процессах обычно участвуют и люди (простые или ворожейки), и высшие силы. Жители Севрюкаево рассказывают, почему у них в селе больше нет озера: «Одна баба взяла ковш, зачерпнула в озере воды и отнесла его в луга, на остров. С тех пор озеро в селе пропало, а на острове появилось озеро Бурташное». Так что, уважаемые читатели, отнеситесь к переносу воды в ковшиках с осторожностью, мало ли…

Про источник в Каменной Чаше знают, наверное, все жители Самарской области. Это одно из самых любимых мест отдыха, да и вода там, говорят, целебная. Источник посвящен святому Николаю Угоднику. Одна из мифических версий относительно появления родника гласит: «Появился старец, ударил посохом, и потекла вода. А старец тот был сам Николай Угодник». Николай или нет, но сделал он истинное благодеяние: на Луке водоемов очень мало – вода проваливается через карст. Так что источник в безводном месте очень даже кстати.

Есть и другая версия его происхождения – героическая. Она более распространена.

Прятался после разгрома вольницы Степана Разина в горах один из его атаманов – Федор Шелудяк. Но враги его выследили. Спасаясь от преследования, забрался Шелудяк на самый верх скалистого утеса. С трех сторон – пропасть, с четвертой – узкий перешеек, по которому норовили пробежать к нему солдаты. Долго держал осаду раненый атаман, но совсем обессилел. Чтобы не сдаваться в плен, прыгнул он со скалы, но не погиб, а пропал. Говорят, сама Хозяйка гор его спрятала в своих подземных чертогах. Почти как уральская Хозяйка – мастера Данилушку. Но вольный казак – не мастер-каменотес, без солнечного света жить не смог. Затосковал и умер, а Хозяйка от горя заплакала. Плачет и поныне, и слезы текут в Каменную Чашу.

Ош-Пандо-Нерь

Про озеро Новинки недалеко от села Шелехметь рассказывают совсем уж трагическую историю. Якобы стали там строить церковь, да дело не ладилось – несколько раз рушилась стена. Тогда подумали и решили принести жертву. Кинули жребий – достался он молодой девушке по имени Аваней (в другой версии – Аленка). Три дня ее носили на руках по селу, на четвертый уложили живьем в могилу… Да не одну душу загубили – мать девушки замертво упала к дочери в яму. Так и похоронили обеих. Горько плакали люди всем миром, а из слез образовалось новое озеро. Так и назвали его – Новинки. Кстати, церковь все же построили.

Что и говорить, очень уж страшная легенда получилась. Впрочем, вряд ли подобное событие имело место: не по-христиански это – души губить. Скорее всего, в народной памяти отразились в таком виде волнения в период крещения чувашей и мордвы.

Так вот ты какой, настоящий богатырь

Отдельная группа «географических» легенд – о героях и героинях. Замечу в скобках, что героических женщин здесь почему-то больше, чем мужчин.

Самая известная легенда – опять-таки о Молодецком кургане и его соседке, Девьей горе. Рассказывается, что приплыли на лодках на Луку враги. Их сурово окликнули два голоса – велели убираться, пока не поздно. Смотрят захватчики – стоят на берегу парень с девушкой. Засмеялись: разве сладят двое с целым войском? Только хотели защитников посечь – а вместо них стоят неприступные скалы. Тут на Волге шторм разыгрался, потопил все вражеские суда. А скалы до сих пор стоят.

Легенда об атаманше Манчихе снова относит нас к временам волжской «вольницы». Якобы была среди разбойников атаман-баба по прозвищу Манчиха. Свое звание она завоевала в честном поединке, разбойники ее уважали и охотно слушались. Однажды в бою около села Подгоры она была ранена и пыталась скрыться, но ее окружили и принуждали сдаться. Тогда она поступила как Федор Шелудяк – бросилась вместе с конем в Волгу. Гора с тех пор так и зовется Манчихой. Что ж, такое вполне могло быть, если б не один нюанс: от горы Манчихи до Волги километров пять. Что же получается? Может, гора не та? Или легенда намного древнее, чем мы думаем?

Предания об Усолке и Жигулихе, полагаю, возникли из одного источника, ныне забытого. Суть в том, что обе женщины жили у Волги – одна близ нынешнего Усолья, другая у села Жигули. Усолка была богатыршей, Жигулиха – просто женой и матерью. Когда на их поселения напали враги, Усолка одна смогла победить всех нападавших, а Жигулиха ушла с детьми подальше от опасности. К какому времени относятся эти события – установить уже невозможно.

Есть эпическая легенда о горе Ош-Пандо-Нерь возле Шелехмети. Название переводится как «Город на горном мысу». Кейптаун, одним словом. Жила когда-то под этой горой мордовская царица Анна-Патерь (или Потяй). Напали на ее город враги, спряталась царица с дружиной в крепости на горе, но не спаслась: увели ее в плен. Событие, возможно, не выдумано, но теперь уже не узнать.

Сюжеты о воинственных женщинах на Луке похожи друг на друга, но все-таки легенда о двенадцати сестрах здесь стоит особняком. Сестры-богатырши жили в подземелье на берегу реки Усы, защищали свою землю от врагов. Но однажды пришел к ним старичок и назвал себя «богатырь из земли русской». Победил всех сестер, да еще и в гости к ним в подземелье сходил и со всеми вступил в отношения. А когда сестры спросили: много ли на русской земле таких богатырей? – скромно ответил, что он из всех самый захудалый.

Что ж, русская земля и сейчас богатырями не оскудела, и чудеса на Самарской Луке по сей день случаются. Но об этом – в другой раз.

Использованы материалы книги Ю.К. Рощевского «Народная проза Самарской Луки»

Лидия Любославова, старший научный сотрудник Тольяттинского краеведческого музея

vesti
24.09.2024