На Самарской Луке остерегайтесь шишиг
Однажды в жаркий июльский день дачница из села Аскулы вдруг почувствовала себя неважно. С трудом дошла до дома, но голова закружилась, и женщина в полуобмороке опустилась на пол. Вдруг дверь распахнулась, и на пороге, загораживая собой весь проем, выросла огромная фигура. Длинные спутанные волосы свисали до самого пола, закрывая лицо. Гостья размахивала руками и что-то сердито кричала, но перепуганная дачница не смогла разобрать ни слова. Очнулась только тогда, когда странной тетки и след простыл.
Можно было бы махнуть рукой – мол, голову напекло, вот и померещилось. Но дело в том, что история эта случилась с уважаемой бизнесвумен, которая принципиально вела здоровый образ жизни и не злоупотребляла вредными веществами. Я ей поверила. Тем более описанное событие произошло в Аскулах. Место это издавна славится подобными историями.
И не только оно одно.
Так уж получилось, что Самарская Лука – территория очень своеобразная. Русло Волги, огибая Жигулевские горы, заключает их почти в замкнутую петлю примерно 70 на 35 километров. В этом пространстве, фактически отгороженные от остального мира, веками жили бок о бок русские, мокшане и чуваши. Занимались мирным сельским трудом, ловили рыбу, берегли народные традиции, рассказывали старинные сказки и истории. Географическая изоляция оказалась благом: на Луке сохранились отдельные архаичные детали народных костюмов, забытые словечки и речевые обороты, фольклорные образы и сюжеты, которые растворились за пределами территории. В свое время их тщательно собрал известный краевед Юрий Рощевский и опубликовал в книге «Народная проза Самарской Луки». Сегодня это ценнейший сборник самаролукской словесности.
Но здесь внесем ясность. Фольклор и мифология – понятия разные. Бывает, что деревенский сказитель излагает вам сюжеты про три подземных города или про волка и зайца, а потом сделает серьезное лицо и скажет: «Это я тебе сказки рассказывал, а теперь пойдет сущая правда». И завернет такое, что диву даешься. По ночам летают огненные шары, неведомые силы двигают стога на полянах, а в колодце на окраине села живут шишиги. Вот это и есть мифы. В них люди верят, это часть их миропонимания.
Коренные самаролукцы свято уверены, что их мир населяет целый сонм таинственных потусторонних сил. Корни этих верований уходят в незапамятные времена, а новые события (реальные или вымышленные) щедро их подпитывают.
Аскулы – один из таких «генераторов» верований. Чаще всего рассказывают про шишиг. Описания сходятся: огромная страшная женщина, голая, с лохматыми длинными волосами и непонятной речью. Именно такая и посетила нашу заболевшую дачницу. Шишиги могут являться прохожему в лесу, из-под мостов и прочих глухих уголков, могут даже подойти к дому и постучать в окно. Иногда они вполне безобидные, но бывает, подменят ребенка в колыбельке поленом или сильно напугают тех, кто неправильно ведет себя в лесу. А богобоязненные люди утверждают, что в шишиг превращаются некрещеные умершие младенцы.
Еще на Луке есть лешие и лешенки, вирявы и ведявы. Все эти персонажи – природные духи. Очень похожи на древнегреческих нимф, только с местным колоритом.
Лешенки двигают ночью стога, завывают и хохочут, могут «закружить» путника так, что он сутками будет блуждать по лесу. А про виряву (лесную женщину) есть быличка, которую рассказал Рощевскому житель села Торновое Василий Пензин.
Дело было так: поехали зимой трое братьев в лес за дровами и нашли в снегу обнаженную женщину, которая замерзла в ледышку. Почему-то мужики поняли, что женщина жива, и привезли ее домой – пусть хозяйствует. На теплой печке находка оттаяла и принялась хохотать. На контакты не шла, сама ничего не говорила, от людей шарахалась. Словом, никакого толку, один смех. Кончилось тем, что разочарованные мужики отвезли виряву обратно в лес. Вот такая история.
Про ведяв (водяных женщин) известно очень мало – только то, что они есть. И еще интересный момент: духи природы на Луке в основном имеют женский облик. Так уж сложилось.
Верьте только в то, во что хотите сами.
Лидия Любославова, старший научный сотрудник Тольяттинского краеведческого музея