Рубашка в поле выросла, обувка с лужайки прибежала. Окончание
Не всем повезло родиться «с серебряной ложкой во рту». Да и деревянной не всегда было что похлебать. Что поделывали бедняки, у которых в хозяйстве не было лишней лошадки, чтобы заняться зимним извозом? Или случился неурожай льна и прясть нечего? Да и крыша над головой в любой момент могла подвести… Иными словами, чем кормились беднейшие слои?
«И пошел я в люди»
Советский писатель Алексей Максимович Пешков (Горький) эту стезю знал отлично. «Пойти в люди» означало работать в услужении (не путать с выражением «выйти в люди» – это совсем другая история). Юный Алеша с 11 лет работал «мальчиком» в лавке, посудником на пароходе, пекарем и даже «богомазом», то есть пробовал себя в иконописном деле. Об этом он написал несколько рассказов, в которых занятия эти уходили в беспросветную тоску.
Женщины-солдатки, вдовы или вековухи («старые девы») нанимались на поденную работу в поле, горничными или кухарками в богатые дома, мыли полы и посуду. Часто эти обязанности выполняла одна и та же «штатная единица». Если в доме был повар, то кухарка только помогала ему, но такое могли позволить себе лишь самые богатые люди. Обычно же кухарка крутилась на кухне буквально от темна до темна. Рано утром, еще до пробуждения хозяев, топила печь и ставила самовар; подавала утренний чай, затем завтрак; закупала продукты для обеда и ужина; готовила еду; убирала и мыла посуду; следила, чтобы самовар был всегда горячий, и подавала чай в любое время.
Тем не менее эта бесконечная суета вокруг самовара считалась огромным везением, потому что одиноким женщинам часто доставалась куда более тяжелая работа.
«Эх, дубинушка, ухнем!»
В марте 1873 года на Академической выставке в Санкт-Петербурге художник Илья Репин представил свою картину «Бурлаки на Волге». Реакция была неоднозначной.
Академия художеств присудила картине золотую медаль «за экспрессию», позже на других выставках были еще награды, но нашлись и критики, которые уверяли, что Репин, мягко выражаясь, сгустил краски. Как же было на самом деле?
…Откуда взялось слово «бурлак» – не совсем ясно. По одной версии – от татарского «буйдак», что означает «бездомный» или «холостяк». Скорее всего, так и есть, потому что тянуть лямку шли только самые отчаянные, которым уже нечего было терять, но при этом хотелось заработать рубликов.
В широком смысле бурлаками называли рабочих, входивших в артель, которая тянула на бечеве суда против течения реки. Бечева – это крепкий пеньковый канат, к которому крепились кожаные петли – рабочие места бурлаков. Но это была только часть их работы. Бурлаки загружали-выгружали товар, стаскивали баржи с мелей, заделывали пробоины, при необходимости вычерпывали воду.
Спрос на такую рабочую силу был немалый, потому что водный путь был фактически главным для перевозки грузов. Так, в 1830 году по Волге ходило до 15 тысяч судов, по Каме – 1800 и еще 1150 судов на других притоках Волги. Барки-расшивы вмещали по 10-20 пудов груза, большие баржи – до сотни.
В артелях была своя иерархия, каждый член команды знал свои обязанности. Главными были сплавщик (лоцман) и водолив. Сплавщик – это опытный речник, знающий фарватер и опасные мели. Водолив следил за исправностью судна и отвечал за сохранность груза. В случае его порчи он восполнял ущерб из своего кармана.
Во главе ватаги стоял «шишка» – надежный и крепкий мужчина, а рядом его помощники – «подшишельные». Далее шли «кабальные», «халявщики» и замыкающие – «косные». Самый молодой обычно назначался кашеваром.
Впрягшись в лямку, бурлаки разом налегали на нее и мерным шагом шли берегом реки – бечевником. Идти надо было в ногу, иначе соседи начинали сталкиваться плечами. Чтобы не сбиваться, бурлаки затягивали песню – она задавала ритм.
Вы удивитесь, но этот тяжелый труд не был сугубо мужским. Были и семейные пары бурлаков, были артели, состоящие только из женщин-бурлачек. Да, платили им меньше, чем мужчинам, но, вопреки расхожему мнению, это был весьма неплохой заработок. Его могло хватить до следующего сезона – если, конечно, не ударяться в пьянство и прочие развлечения. Сами понимаете, это было фактически непосильной задачей, к тому же часть средств уходила на питание по пути, поэтому денег в итоге оставалось совсем немного. И здесь женщинам, несмотря на разницу в зарплате, удавалось сэкономить в разы больше.
Теперь, собственно, о самом главном – каким же образом десяток голодных усталых мужиков мог тащить по всей реке, да еще против течения, груженое судно?
Ответим – местами. И только тогда, когда по-другому не получалось. Например, при отсутствии попутного ветра. Так что Репин на своем эпичном полотне запечатлел особо трудный участок, не более. К слову.
Большую же часть пути судно двигалось разными способами: под парусом; на веслах; на буксире за пароходом (когда они появились), с помощью лошадей, завозом якорей.
Объясним последний пункт.
Суть технологии: якоря везли вперед на шлюпке, от него шел канат к барабану, закрепленному на палубе. Далее бурлаки вращали барабан и подтягивали судно вслед за якорем, после чего весь процесс повторялся заново. Процесс тоже не сахар, но все-таки немного легче.
Конец бурлачеству пришел вместе с увеличением количества пароходов, ну и развитием железной дороги.
Седёлка и крюк
Далеко не всегда бурлаки сами грузили товар. Обычно это делали крючники – особая категория портовых грузчиков, весьма характерная для Поволжья. Для работы им нужно было немного – холщово-деревянная седёлка и железный крюк. Ну и, само собой, хороший куль с зерном или мукой.
Седёлка – это деревянная конструкция, которая крепилась на спине кусками холстины наподобие рюкзака. Грузчик подцеплял куль прочным железным крюком и закидывал его на седёлку. Все, можно тащить куда надо.
Крючники, как и бурлаки, тоже сбивались в артели по 12-16 человек, где у каждого была своя обязанность. В зависимости от «функционала» крючники делились на выставщиков, горбачей и батырей. Первые выставляли кули с зерном на палубу, батыри командовали, куда и что нести – словом, подвизались на тяжелой руководящей работе. А горбачи, как можно догадаться, таскали «на горбу» и складировали груз. За рабочий день каждый горбач переносил в среднем от 200 до 400 кулей. Средний вес куля с зерном, как сообщается, был 9 пудов, то есть без малого 150 кг.
При таких условиях труда даже самого крепкого и здорового позвоночника хватало на несколько лет, после чего крючник в лучшем случае переходил в батыри, в худшем – становился инвалидом. Какая же нелегкая заставляла мужиков гробиться на таком адском труде?
Во-первых, конечно, безысходность. В крючники шли одинокие вдовцы, безлошадные крестьяне, отставные солдаты, для которых рынок труда не отличался особым разнообразием. Во-вторых, приличный заработок. Крючники могли получать почти вдвое больше квалифицированного рабочего. В-третьих, сезонность. Работа была только летом, и заработка при должной скромности жизни хватало до весны.
Между прочим, крючниками подрабатывали и вполне приличные люди: известный певец Федор Шаляпин, цирковой борец Иван Заикин (из труппы силача Ивана Поддубного), а также писатель Владимир Гиляровский (побывав до того в лямке бурлака). Причем последний умудрился попасть в особую, закрытую элитную команду амбалов, которые имели право носить золотые и серебряные галуны! «Нежный» интеллигент купил себе право на участие, легко разогнув пальцами монету. Через неделю ему разрешили расшить свою одежду золотым галуном…
…Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. Уходят одни ремесла, приходят другие. Главное – не забыть, что такое, например, машинист поезда, таксист, каменщик, диспетчер, журналист и ряд других профессий. Их уже сегодня все чаще заменяют роботами.
Лидия Любославова, старший научный сотрудник Тольяттинского краеведческого музея