Загадка савроматского акинака
…Красивый кинжал, правда? Хотя правильнее назвать его акинаком – таким оружием когда-то пользовались скифы. Железное обоюдоострое лезвие, рукоятка украшена волютой – символом распускающейся почки. Только слишком маленькая эта рукоятка – как будто специально для детской ручки сделана. Или для женской. Скорее всего, так и было. И это всего лишь одна из загадок, которую хранит в себе древний музейный экспонат.
Когда еще не знали слова «феминизм»
Примерно две с половиной тысячи лет назад климат в Среднем Поволжье резко изменился, причем не в лучшую сторону. Он стал более засушливым и теплым – примерно то же самое происходит и сейчас. Местное население, накопившее к тому моменту несметные стада домашнего скота, всерьез задумалось о переходе к кочевой жизни – на одном месте животных было не прокормить. Впрочем, часть местных племен так и остались оседлыми.
А тут еще технический прогресс выдал ощутимый скачок – металлурги научились плавить железную руду и получили изделия, не сравнимые по прочности с бронзовыми. К тому времени нашу территорию покинули племена срубной культуры (мы о них уже говорили), а на их место пришли новые люди – савроматы.
Античные греческие историки о них знали и упоминали в своих трудах. Савроматы – воинственные кочевые ираноязычные племена, близкие к скифам Северного Причерноморья. Геродот считал их потомками легендарных амазонок и скифов и писал, что савроматы «женоуправляемы». Хотя известны их цари (басилевсы) мужского пола – например, Скопасис, который даже участвовал в войне против Дария I.
Что касается «женоуправляемости», то здесь Геродот и его современники пишут совсем уж удивительные вещи. Савроматские дамы, по их словам, находились в племени на особом положении. Девочек наравне с братьями с младенчества обучали скакать на конях и владеть оружием. А затем они должны были выдержать суровый «экзамен», чтобы доказать свое право на замужество – предъявить старейшинам голову врага. Некоторые авторы пишут даже не об одной голове, а минимум о трех. Конечно, столь жестокие нравы можно понять: времена были неспокойные, и что будет делать одинокая женщина с малышами в случае нападения врагов, пока ее благоверный сам где-то пропадает «в буйном набеге»? Вот и приходилось невестам на выданье надевать доспехи, садиться на коня и скакать в воинский поход. И надо сказать, воевали девчонки вполне успешно. Можно представить себе, какая паника охватывала врага, если на него мчалась этакая лохматая и визжащая конница. К счастью, замужние женщины прятали оружие подальше и целиком отдавались мирным занятиям – вели домашнее хозяйство и воспитывали детей.
Археологические находки тоже говорят о высоком положении савроматских женщин. Вот, к примеру, в музейной витрине предметы из женского захоронения. Миленькая чашечка для косметики, изящная бижутерия, пряслице (оно нужно для прядения нитей), здесь же наконечники стрел и… каменный походный жертвенник. Что же получается? Эта женщина была не только воином, но и жрицей! Возможно, даже вождем высшего ранга.
Белогорские «крепости»
А теперь вернемся к нашему кинжалу-акинаку. Мы не можем точно сказать, принадлежал ли он савроматской девушке, но это очень вероятно. Однако главная загадка даже не в этом. Дело в том, что акинак был найден не в степи, где жили савроматы, а на Самарской Луке, куда они практически не заезжали. Конкретно – на горе Лбище. Как раз там, где жили мирные земледельцы – финно-угры.
Археологи называют их племенами белогорской культуры – по названию городища, найденного и исследованного на Белой горе в Восточных Жигулях. Таких городищ на Самарской Луке было обнаружено около десяти – все располагались на высоких мысах с панорамным видом на Волгу, в том числе на Лысой горе в Морквашах и на Лбище. Там жители строили оборонительные укрепления – копали двойные и даже тройные линии рвов и насыпали крутые валы. Возможно, усиливали неприступность «крепостей» еще и частоколом, но это доподлинно неизвестно. Сами они жили под горой, пахали землю, пасли скот, охотились, ловили рыбу, ковали железо. Когда поднималась тревога, бросали все дела и дружно карабкались на гору, под защиту насыпных валов и отвесных скал. На головы врагов летели камни, бревна и стрелы. До тех пор, пока осада не снималась или защитники «крепости» не погибали все до единого.
Одна из таких драматических страниц навсегда запечатлена на экспозиции Тольяттинского краеведческого музея. На стенде размещен комплект железных предметов: кузнечные щипцы, заготовки топоров и готовые изделия. Во время раскопок на Лбище они все были найдены в одном месте, как будто кто-то нарочно оставил их там. Скорее всего, кузнец работал, когда дозорные возвестили о приближении врага. Кузнец сложил свои сокровища в ямку и присыпал землей, чтобы они не достались врагу. Взял боевой топор и бросился защищать свой поселок. Но, поскольку его клад нашли археологи две с половиной тысячи лет спустя, можно догадаться: он не вернулся.
И тем более удивительно, что именно на Лбище случайный турист когда-то обнаружил савроматский кинжал-акинак. Как он туда попал? Девушка-воин была убита в бою и выронила свое оружие? Или его привез из степи трофеем неизвестный белогорец? Мы это вряд ли когда-нибудь узнаем.
Лидия Любославова, старший научный сотрудник Тольяттинского краеведческого музея