Бабье лето до Федоры не дотянет?
Бабье лето во всей красе. У селянок и дачниц об эту вот уж воистину страдную для них пору, как говорится, забот полон рот и ни одну не выплюнешь! Всё разом подкатило – и овощи, и фрукты. Было бы у наших милых трудолюбиц, как у индийского бога Шивы, шесть рук – всем шести бы дело у них нашлось! И солит она, и маринует, и компотирует, ну то бишь компоты и соки творит. А тут еще повечеру, придя с работы, и муженек подкатился, обхватил ручищами (он, видите ли, соскучился!) – так и пришибла бы! («Я еще напомню ему, как он с соседкой-то любезничал!»). Беда с этими мужиками. А без них, говорят, еще большая беда-то…
20 сентября – Луков день
«Все меня любят, а как раздевать – слезы проливать».
В догэсовские времена климат в наших краях был резко континентальный, и теплая солнечная погода стояла весь сентябрь. Ныне вот, ежась от холодного ветра, с благостью вспоминаю, как аж до середины октября, а то и позже мы себе на поздние школьные завтраки (обычно на большую перемену) рвали и клали в ранец помидоры прямо с грядки. Тогда и лук убирали действительно в сентябре, а не в августе. Потому и Луков день тогда был об эту пору.
К луку на Руси исстари отношение сугубо почтительное было. Вот у кого-то из наших усопших родственников «число» (день кончины) или день ангела (именины) – бабаня рано поутру снаряжает меня обносить подаяния соседям. Вместе с пирогом или сочнем (пирожком из сочива) в сверток мне заворачивалась и луковица. Тогда говорилось: «Лук от семи недуг» и «Лук да баня все правят». Почему нынче так не говорится, да и не считается? Да потому, что мы все недуги лечим медицинскими препаратами. И это, наверно, и правильно, и хорошо, а вот у нашего с вами предка все лекарства – это лук, чеснок, хрен да травы. Ну и, конечно же, печь да баня. Так что не удивляйся, мой молодой земляк самаролукец и всея Самарии (Самарщины) насельник, что Луков день у наших с тобой предков был праздником. Не большим, конечно, но праздником.
21 сентября – Богородицын день, Малая Пречистая
По церковному календарю это был самый первый в году двунадесятый праздник – Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Весьма и весьма знаменателен тот факт, что победа на Куликовском поле в 1380 году была одержана именно в этот день. Так что русичи до Октября 17-го года в течение пятисот лет отмечали два праздника: Рождество Пресвятой Богородицы – покровительницы Земли Русской и рождение победоносной Русской армии. Кроме того, этот день считается Днем начала Русского Государства (так это обозначено на памятнике Тысячелетия России, воздвигнутом в Великом Новгороде в 1862 году).
К тому же это был праздник урожая – Оспожинки, Аспасов день, и праздновался он на селе изрядно.
Забыть ли такую ежедневную картину детства? По окончании семейной еды бабаня сметала крошки со стола и в рот их (так поступали и другие старушечки нашего села). Это ли не пример воистину любовного отношения к хлебушку? А ныне как?
Снова в мусорном баке вижу чуть початую буханку зачерствевшего хлеба (белого!). И невольно вспоминаются армейские годы. Два кусочка черного хлебушка (ко второму) и кусочек белого – к чаю давали нам на ужин в армейской столовой. Хорошо если кому какую-нибудь денежку с родины пришлют. Вот на нее он в армейском буфете буханочку беленького купит – вчетвером-впятером ее умнем в качестве разминки перед ужином! Оговорюсь сразу: так было не только в первые два-три месяца службы. Еще лафа тому, у кого хлеборез земляк.
23 сентября – Петр и Павел – рябинники
Пришла пора рябину-рябинушку на зиму заготавливать. Очень пользительная ягода для селян. Дело в том, что с целью экономии дров заслонки печей и подтопков на ночь закрывали еще с «синеньким огоньком», а посему чуть ли не каждое утро угорали. Лекарство от угара испытанное – поешь, бывало, рябинки, и головную боль как рукой сымет. Достанешь, бывало, ее с подволоки-чердака, где она прямо гроздьями развешана, – с морозца-то она ядреная-ядреная. А сла-адкая (морозец-то кислоту в ней зело укротил): вот уж воистину «ум отъешь». А мужики и от «после вчерашнего» ею лечились. И от этого «угара» она пользует! Это прадедушка Толя не понаслышке знает…
24 сентября – Федора
«Пришла Федора – доспевает помидора». «Пришли Федоры – соли помидоры». Последние деньки этой ого-го какой жаркой (по накалу работ) поры у селянок и дачниц.
«На Федору лето кончается, осень начинается». «И бабье лето до Федоры не дотянет».
А еще у этой Федоры вот какое прозваньице: «Федора – по грязи котора». Дело в том, что две Федоры в году: осенняя и зимняя. «Осенние Федоры подол подтыкают (от грязи), а зимние Федоры (30 декабря) платком рыло закрывают» (от холода).
В этот же день – памятование преподобного Силуана Афонского.
25 сентября – Артамон
Владимир Даль: «На Артамона змеи уходят в лес и прячутся».
Со святого Артамона
Рады ноженьки мои:
Ни во поле, ни в дубраве
Нету ни одной змеи.
Наши самаролукские змеи, можно сказать, смирные и даже трусоватые. Но обидчивые! Упаси бог ненароком наступить на нее – вгорячах-то и не посмотрит, что ты прадедушка, и ужалить может растютяя верхоглядного.
Рубрика готовится по материалам Анатолия Мухортова (Солонецкого)