Грабли в руки, а не руки в боки
11 июля – Крапивное заговенье
Канун Петрова дня. В старину молодежь всегда допоздна, как сейчас говорят, «отрывалась»: пели, водили хороводы – веселились как могли. А еще искали траву «петров крест» (потаённица, или царь-трава). Да чтоб цвела! Вырвешь с корнем – тут тебе и удачи полны руки, и от напастей ослобонишься, и путь к потаенному кладу откроется.
А отчего крапивное: после этого дня, считали, крапива уже не та, не шибко жгучая. Торопились напоследок крапивными щами-то угоститься.
Ну и начинали сыпаться листья с деревьев, а люди – оглядываться на осень: «Упало по листу, придет август — упадет по два». Огородники начинали копать раннюю картошку и слушать кукушку: перестала куковать до Петрова дня – зима будет ранняя.
12 июля – Петровки (Петры-Павлы)
Конец Петровского поста. Для постившихся день зело радостен. Петров пост (а он иной год длится до пяти недель) – самый трудный, пожалуй, для селянина, потому что приходится на страдную пору. Вот какая невеселая шутка в Месяцеслове у Даля: «Утешили бабу петровские жары голодухой».
Но особенно радостен и знатен он для рыбарей, для которых апостол Петр, сам будучи рыбарем, является самым большим их покровителем. В этот день они молятся ему, служат молебны, складываются на «мирскую свечу», которую (большую-пребольшую!) возжигают в храме у его иконы.
«Коли дождь на Петров день – сенокос будет мокрый».
«Соловей поет, а кукушка кукует до Петрова дня». Всё, праздник жизни для соловья-шалопая закончился, а к кукушке еще вернемся.
13 июля – Двенадцать апостолов
Чествовали лето, у которого наступает самая жаркая пора. Как и в Пасху красили яйца, обменивались ими, ну и, само собой, готовили яичницы.
А еще начинали готовиться к жатве. «На апостолов овес до половины дорос».
И опять про кукушку: продолжает куковать – лето будет ладным да долгим.
14 июля – Кузьминки. Памятование бессребреников Космы и Дамиана
Благочестивые братья Косма и Дамиан жили в Древнем Риме и, овладев лечебным искусством, успешно лечили всякие болезни. Помимо благодати исцеления, они благодетельствовали людям щедрым подаянием.
Кузьминки – вот оно настоящее-то начало июля (первое число по старому стилю)! «В июле на дворе пусто, да на поле густо». Хлеба-то колоситься начинают! Это ли не радостная картина для крестьянина?!
«Кузьма-Демьян пришли – мужики с бабами на покос пошли». Ну это на заливные луга. А на «сухих» местах Самарской Луки покосы начинались на Кирилла (22 июня).
«Баба бы плясала, да макушка лета настала». Какая тут пляска – помолиться-то как следует недосуг: и по дому, и в огороде, и во поле работы невпроворот. А тут еще за полевой клубничкой сбегать бы надо. Уж больно зимой пироги с ней вкусные. А духмяные – аж голова кружится!
15 июля – Берегиня
Это уже не церковный день, а исконно славянско-языческий. Берегиню – великое славянское божество, мать всех духов и всего богатства земного – часто отождествляли с березкой белоствольной. Оттого и считается береза на Руси особым деревом. Талисманом, охранительницей. Сажали у дома, чтобы беды отогнала да от нечисти и молоньи защитила.
16 июля – Мокий и Марк (Стожары)
«На Мокия комар кругами ходит – неделя будет погожей».
Но в этот день часто случались и грозы: «Мокий поля орошает, а Марк сено убрать поспешает», «На Мокия – грабли в руки, а не руки в боки». И то: сенцо-то подсобрать надо, покуда дождями не спортило.
Раздел ведет Анатолий Солонецкий