Новости Ставропольского района Самарской области
Знаем мы – знаете вы!

Сумерки года

31 октября – Лука

У горожан, как более образованных, апостол и евангелист Лука почитается как иконописец. У селян же ассоциируется с луком и рифмой «мука». А где мука, там и блины. Так что теперь, после Покрова и на «попавшего на язык» Луку стало возможным своих домочадцев блинками со сметанкой да скоромным маслицем побаловать. Что и говорить, любили мои земляки самаролукцы «блинного Луку».

В этот же день к падким на все забугорное россиянам (именно к послепетровским россиянам, а не к русичам!) с вот уж воистину с тлетворного Запада нагрянул бесовщинный Хеллоуин. Увы, увы, бесовщина так и прет к нам из-за бугра, начиная с Петра Первого, который некоторыми своими нововведениями Россию-матушку не на дыбы поднял, по словам одного писаки, а, попросту говоря, на дыбу положил.

***

…Вот и наступает последний месяц осени – ноябрь. Древнерусское название его – грудень, от слова «груда»: по ночам слякотно разбитая земля смерзается чуть ли не каменными грудами.

«Ноябрь – сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной батюшка». «Ноябрь – ворота зимы». «В ноябре зима с осенью борется».

Дни укоротились, темнеет рано-рано. Вот как про это в месяцеслове народном: «Ноябрь – сумерки года».

А вот некоторые приметы этого месяца: «Если снег ляжет на сырую землю и не растает, то весной рано и дружно зацветут подснежники», «Коли в ноябре небо заплачет, то следом за дождем и зима придет».

А самая главная особенность: «Ноябрьские ночи до снега темны». Самые-самые темные ночи в году. Вот какая ходовая и «заезженная» шутка этого времени у наших предков была: «Ночь темным-темна, кобыла черным-черна. Едешь-едешь, слезешь да потрогаешь: здесь ли она?»

1 ноября – Иванов день, Проводы осени

На Руси в Иванов (Иоаннов) день провожали осень и встречали зиму. Начинались уже самые настоящие морозы: «Кто в ноябре не зябнет, тому и в крещенскую стужу не замерзнуть».

Труднее всех было курам. На Ивана принято готовить курятину в разных видах.

2 ноября – Артемий

Святого Артемия молили об избавлении от «смерти случайной», почитали защитником от некоторых болячек – грыжи, к примеру. А воеводы и атаманы считали своим покровителем.

Довелось читать про поверье: мол, рожденного в этот день защищает «мать-волчица» – близок духом он зверям и птицам лесным. Этакий русский Маугли. «Волчий корень ему покорен. Волчье лыко – его улыбка».

А всё, поди, потому, что с этого дня волки начинают приближаться к деревням. По их голосам да поведению приметы составляли: «Если волки воют на Артемия – это к морозу».

4 ноября – Казанская

Не знаю, как по всей Руси, а у нас в Самарской Луке чуть ли не каждая третья церковь «Казанская». На эту дату и престольный праздник села приходился.

«На Казанскую дождь лунки зальет – зиму приведет». И ведь до того, как климат за последнее время изменяться стал, сбывалась эта приметочка.

Осенняя Казанская – любимейший праздник на селе. Полное и окончательное завершение всех полевых работ. А в таких малоземельных и густонаселенных местах, как Самарская Лука, это был двойной праздник. На Казанскую наши земляки возвращались с отхожих промыслов – из Самары, из Сызрани и даже из Симбирска (в те поры Сызрань была самаролукским уездным центром, а Симбирск – губернским). У тамошних купчишек много работы было для сноровистых да ухватистых (и смекалистых!) самаролукцев. Немало наших земляков выбивались там в приказчики и в «начальники».

«Кто на Казанскую женится, счастлив будет» – не иначе как под покров-опеку Пресвятой Богородицы попадет.

5 ноября – Яков

«Коли на Якова Бог крупицу пошлет, то с Матрены (22 ноября) зима станет на ноги».

Не скажу про всю Русь-матушку, а в Самарской Луке на Якова приходилось как бы отдание Казанской, которое отнюдь не одними крестными знамениями и поясными поклонами отмечалось. По словам Владимира Даля, «опохмел держали».

6 ноября – Скорбящая Божья Мать, Светец

Православные отмечают праздник чудотворной иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

А Светец… С этого дня начинались у девок зимние посиделки – коллективное рукоделие под разговорами да песни. Посиделки-то сидели при лучине, а лучина вставлялась в светец: особую железную, а то и кованую приспособу. Под лучину – ушат с водой, чтоб угли тухли. «Русский светец – отрада девиц».

Рубрика готовится по материалам Анатолия Мухортова (Солонецкого)

vesti
31.10.2023