Власий сшибает рог зиме
22 февраля – Никифоры-Панкраты
Вот на Симеона конскую сбрую починяли, на Агафьюшку коровушек от болестей оберегали, на Вуколушку теляточек принимали. Теперь лапотной проблемой приспело заняться. Тимофей-весновей на подходе!
«Никифор на дворе – к лапотной поре». Оно, конечно, Никифору (Победителю) – как бы братцу-близнецу Ники (Победительницы) – вроде бы и не сподручно ходить на Руси в лапоточниках. Но куда денешься-то, ежели церковно-календарное памятование как раз пришлось на эту пору? На носу Масленица, а на Масленицу до лаптей ли будет! А там уже к весне готовиться.
Кстати, о лаптях. Я вот своим сверстникам и сверстницам риторический вопросец задам: у вас у кого-нибудь дедушка или бабушка ревматизмом болели? То-то и оно! У знатока русского языка Владимира Даля в его Словаре к каждому иноземному слову по два или более русских синонимов, а к слову «ревматизм» – только медицинское определение. Так что словечко это, видать, к нам из-за бугра прикочевало вместе с резиновой обувкой!
23 февраля – Прохор
Ничем этот преподобный инок Печерский на селе не прославился, только вот такой многообещающей поговоркой: «До Прохора старуха охала: «Ох, студно как!»; пришли Прохор да Влас – «Никак, скоро весна у нас?»
А вот для служивых на эту дату после Дня Победы – самый большой праздник: День Советской и Российской Армии приходится. Если в народный месяцеслов вошли христианские и языческие праздники, то почему бы в современный месяцеслов не включить такие знатные даты, как 9 мая, 23 февраля и 8 марта?
24 февраля – Власий
С того времени, как после Крещения на Русь в ее церковный календарь один за другим, а потом и целыми взводами (сорок мучеников севастийских, например) внедрялись забугорные (главным образом – византийские святые), священномученик Власий заменил нам исконно славянского бога Велеса (Волоса), второго по значимости после Перуна – божества, олицетворявшего хозяйскую мудрость. Власий считается на Руси покровителем домашнего скота, и в первую очередь коров. В некоторых местах коров, быков и телят прозывали «Власьевым родом».
Исследовательница Анна Некрылова пишет: «В ХIХ веке был широко распространен обычай приносить в церковь на день Власия свежее коровье масло и ставить его в новой посуде под икону святого. Это масло в Вологодской, Новгородской и других губерниях так и называлось – волосным, власьевским. Оно поступало в пользу церкви и причта».
В день памяти Власия, готовясь к весеннему выпасу скота, пригоняли к церкви коров, окропляли их святой водой. Служили молебны, призывая милость этого святого на домашнюю скотину. «Святой Власий, дай счастья на гладких телушек, на толстых бычков, чтобы со двора шли – играли, а с поля шли – скакали!».
«Пришел Власьев день, пришли и власьевские морозы».
«Власьевские морозы последние, завершающие зиму».
Наши предки об эту пору ожидали «семь крутых утренников: три до Власия, один на Власия, три после Власия». Ежели этой весной что не так будет, то прадедушка Толя не виноват. Спрос с Владимира свет-Ивановича Даля – дай Бог Царствие Небесное этому знатоку русского народного обихода! (А то цитировать-то мы мастера, а помянуть автора не все горазды…).
Ну и напоследок: «Власий сшибает рог зиме». С чем и поздравляю дорогих моих земляков самаролукцев и жителей всея Самарской губернии!
Раздел ведет Анатолий Солонецкий