Новости Ставропольского района Самарской области
Знаем мы – знаете вы!

Введение пришло – зиму привело

3 декабря – Прокл

Вся нечисть и нежить, что летом в лесах, в полях, в реках и озерах пребывала и всяческие ковы людям строила, об эту пору как бы без работы-занятия оставалась. Ну, водяные и русалочки, они к воде привыкшие, говорят, вместе с рыбами на дно залегают. А вот лешие, почему бы им на гумна в риги и овины, в амбары да во дворы не подселиться, а то и в дома к домовым подуплотниться? А посему в этот день многие крестьянские дома запах свечей и ладана источали. То местные клирики, что называется, не покладая рук в них крестные знамения творили и святою водою стены окропляли и церковными благовониями усмиряли, а то и выкуривали прочь бесовское отродье, особенно пришлых – из лесов и полей которые.

Но были среди селян и такие, которые от архиепископа Константинопольского брали не святость, а имя – Прокл и с помощью колдунов и ведьм проклинали нечистую силу. Ну, ежели у агента влияния (колдуна или ведьмы) бес был сильнее и больше чином, то он помогал изгнать из дома своего меньшего брата. Но зачастую, увы, если не сразу, то спустя какое-то время заступал на его место сам. Так что такое колдунско-ведьмаческое проклятие – это все равно что соляркой огонь тушить.

Вот еще что. Кто-то надоумил простодушных селян (и это попало в месяцеслов), что-де бесы ругани боятся, так что проклинай их самостоятельно, на весь дом ругаясь! Нетрудно представить, как потешались бесы над таким бесбашенным матершинником, старательно занося в свои «талмуды» его словоизвержения греховные, чтоб представить их по его кончине вышестоящему начальству.

4 декабря – Введение

«Введение пришло – зиму привело». Но в практическом уме селянина и вот эти поговорки сидели: «Введенье ломает леденье».

«Введенские морозы зимы не ставят». Так редкий крестьянин, бывало, наймется в дальний извоз ранее Введения, хотя бы и стоял уже хороший санный путь. «Это ненадежно – подождем маненько», – отвечал он нанимавшему его приказчику самарского или сызранского купца. И нередко хвалил себя за предусмотрительность: Введенье действительно «сломало леденье». Оттепель нагрянула.

5 декабря – Прокоп

Прокоп являлся как бы прологом-предвестником улочно-зимних работ. На расчистку улиц, проулков, церковной площади и подъездов к пожарке, а потом и дорог к гумнам и амбарам выходили ранними утрами после каждого бурана или метели. А в большие бураны выходили даже ночью: ну как где пожар, а к дому не подъедешь, не подойдешь?!

«Прокоп дорожку прокопает, а Екатерина укатает».

7 декабря – Екатерина-санница

Русские словолюбы и народнословы заметили: у Катерины (это в старину только у бар были Екатерины, а в народе Катерины) и катанья один корень – кат. А ко дню памяти этой великомученицы на Руси устанавливался снежный покров. И вот вам: «Катеринин день пришел – катанье привел». «На Катерину кататься – добрым людям казаться» (показываться).

По первости, когда девицы в возраст начинали входить, отроковиц-юниц, а потом и красных девиц отец на расписном возке по селу раскатывал (а бубенцы-то, бубенцы-то как звенят – все село в этом звоне утопает!) – горделиво, на показ: «Смотрите, люди добрые, вон каких ладных да пригожих девиц взрастил!»

А ежели тятяньки нетути или в извоз подался, стоит красна девица околь дома одна иль с подруженьками – подкатывает добрый молодец: «Садись, Устиния, глазки синие!» И по целине, по целине вдоль дороги наперегонки да намётом-намётом– ой, какой радостью воскрыляется девичье сердечко!

Как в западноевропейских странах, так и на Руси святая Екатерина считалась и почиталась покровительницей влюбленных, прежде всего невест, и устроительницей браков. Ей молились о хороших женихах. Ну а вечером под Екатерину девушки гадали о них же, о женихах.

Раздел ведет Анатолий Солонецкий

vesti
02.12.2022