Что будет с Домом ветеранов?
В преддверии 70-летия Победы обитатели Дома ветеранов боятся оказаться среди бомжей.
Некогда образцово-показательный Дом ветеранов на Жигулевском Море давно перестал быть таким. За последние годы отсюда съехали практически все постояльцы, 69 квартир из 80-ти остались пустыми. Сейчас здесь тихо и безлюдно. Уже не функционирует зимний сад, который ранее был сердцем дома, центром притяжения его жителей. Давно перестал работать медпункт. Из коридоров исчезла вся мягкая мебель, цветы, картины. Даже посидеть на улице, подышать свежим воздухом пожилым людям негде – нет лавочек. Уже известно, что вскоре будет закрыта вахта, а обслуживающий персонал вплоть до уборщиц уволят по сокращению – людям уже раздали уведомления. Теперь пришла очередная новость: муниципалитет по конкурсу собирается выбрать для управления домом новую управляющую компанию, а потом дом заселят.
Нервы у оставшихся здесь стариков стали сдавать: находясь внутри ситуации, они не владеют главным – информацией о том, что, когда и как будет с ними дальше происходить. И ветеран войны, инвалид-колясочник Вера Михайловна Сучугова попросила приехать депутатов городской думы от Комсомольского района Сергея Туманова и Владимира Боброва. Поговорить. Посоветоваться.
Своими глазами
– Когда-то сюда всё старались нести, как-то помочь, облагородить, – встретил народных избранников один из жильцов. – Вот здесь был зимний сад всем на загляденье – сколько горшков с цветами нам добрая женщина принесла! А сейчас все наоборот. Все пропадает отсюда. Я одиннадцать лет здесь жил и знаю, что здесь было и что осталось. Это был настоящий рай, а теперь все на глазах разрушается.
Масла в огонь подливает батюшка: на территории Дома ветеранов пока еще действует православный приход в честь Святителя Димитрия Солунского. На службы приходят и жители близлежащих домов. Это единственный приход на территории микрорайона. Но оставит ли его новая управляющая компания – тоже большой вопрос. Батюшка уже сейчас хватается за голову: кто без вахты обеспечит сохранность церковной лавки?
– Как мы тут жить будем? Если вахту уберут, бомжи сразу орудовать начнут, – высказал депутатам свои опасения 95-летний военврач Василий Михайлович Андросов. – Этот дом ведь специально был спроектирован! Тут в свое время жили 60 ветеранов, а после 2010-го они стали получать квартиры, и сейчас почти никого не осталось. Посмотрите: везде широкие двери, чтоб можно было на коляске заехать, широкие коридоры, лифты французские. Не дай бог бомжи все поломают, побьют, ограду унесут на металлолом. Страшно!..
Василий Михайлович живет так, как в свое время в советских деревнях – не закрывая входную дверь на замок. А теперь вопрос безопасности, действительно, может встать довольно остро. Не будет вахты – кто защитит покой пожилых постояльцев? В доме из десяти тысяч квадратных метров только три тысячи составляют жилые помещения, остальное – общедомовые. Закутков – масса…
Получилось как всегда
Проблемы этих людей начались с другой, большой и банальной проблемы. В былые времена Дом ветеранов относился к специализированному жилому фонду. Заселять сюда можно было только ветеранов, а представители иных льготных категорий появлялись здесь только при наличии ходатайств. Например, сегодня в доме проживает один участник Великой Отечественной войны, трое тружеников тыла, приравненных к ветеранам ВОВ. Все остальные к той войне не имеют никакого отношения. Но это тоже уважаемые люди, в том числе родители сыновей, погибших в Чечне и Афганистане.
К сожалению, после того как многие ветераны отсюда съехали, в доме осталось пустовать 69 квартир. Заселить их кем-то другим было нельзя – мешал статус специализированного фонда. В середине 2013-го в целях эффективного использования муниципального имущества многоквартирный жилой дом для ветеранов ВОВ на Майском проезде, 1, был исключен из специализированного жилищного фонда. Теперь 69 квартир муниципалитет будет использовать в качестве маневренного фонда. Ситуация с домом на Ворошилова, 55, когда в срочном порядке потребовалось выселять жителей аварийного первого подъезда, научила чиновников быть более дальновидными – маневренный фонд и впрямь городу необходим. Тем более такой: каждая квартира оборудована плитой и сантехникой. Заезжай и живи. Возможно, даже молодые педагоги или начинающие врачи смогут получить здешние «квадраты» как общежитие.
Но едва Дом ветеранов стал обычным жилым домом, как здесь началась приватизация заселенных квартир. По словам директора МБУ «Лазурный» Андрея Арефьева (в оперативном управлении именно этого учреждения все эти годы находился Дом ветеранов), сразу нашлись внуки и внучки, прежде не баловавшие своих бабушек и дедушек визитами, которые начали процесс приватизации. Однако уже заранее можно сказать, что реализованное право много радости им не принесет. За квартиры придется платить самим. Напомним: в доме очень много общих площадей, и плата за них также ляжет на плечи новоявленных собственников. Аналогичная ситуация в Тольятти складывалась уже не единожды. Например, с общежитием «КуйбышевАзота» на улице Мира, 133. Было оно когда-то ухоженное, с вахтой и лифтами. Потом люди узнали, что у них есть право приватизировать свои комнатки. И они это право стали реализовывать. Соответственно, завод от общежития отказался – зачем предприятию содержать чужое имущество? И у жителей моментально в два раза выросли коммунальные платежи – стоки, ОДН, придомовая территория, лифты. Теперь у них нет ни вахты, ни лифтов, ни нормальной уборки.
Андрей Арефьев провел депутатов по всему зданию, пояснил некоторые вопросы. Вещи, исчезнувшие из коридоров, никуда не пропали. Поскольку МБУ предстоит передать все имеющееся имущество в казну, чтобы сохранить его и благополучно за него отчитаться, все вещи собрали в одном большом помещении – среди цветов здесь стоят кресла, диваны, спортивные тренажеры…
– Мне трудно отпускать объект, но куда деваться? – комментирует Андрей Арефьев. – В смете на 2015 год нам только на три месяца заложены средства, чтобы рассчитаться по коммуналке и сократить людей по закону. Потом мы отсюда уедем. Само МБУ не закрывают, нам вроде бы передадут в управление муниципальные нежилые помещения и содержание кладбищ.
…Когда-то в постройку Дома ветеранов вложили огромные средства. Им гордились, возили сюда делегации. Это был оазис благоустройства и благополучия. Тем больнее видеть, что происходит сейчас с ним и с оставшимися здесь людьми. «Мы будем контролировать ситуацию и в обиду вас не дадим», – пообещали они старикам.
Сергей Туманов, депутат Думы г.о. Тольятти:
– Не нужно забывать, что этот дом – все-таки муниципальная собственность. И я сильно обеспокоен сложившейся ситуацией. Нынешние постояльцы переживают, что их привычный ритм жизни будет изменен, считают, что их бросают на произвол судьбы. Мэрия говорит: они сами спровоцировали такую ситуацию, приватизировав комнаты. Но это не говорит о том, что нам не нужно заботиться о своем городе, о муниципальном имуществе и в частном порядке – об этих ветеранах. Они все равно продолжают здесь жить, и муниципалитет, взяв их под опеку, переселив их сюда, должен не ухудшать условия, а как минимум сохранить те, в которых люди жили. И сегодня все – и жильцы, и те, кто здесь работал, просят хотя бы об одном: чтобы осталась вахта, чтобы присутствовала охрана. Надо искать пути решения вопроса! Нельзя сравнивать Дом ветеранов и обычный подъезд. Там столько закутков, закоулков общей площади, что непременно возникнут какие-то неприятности. От мэрии я, кроме того, жду серьезного подхода к конкурсу по выбору новой управляющей компании. Возможно, в конкурсной документации просто необходимо прописать условия об охране здания.
Владимир Бобров, депутат Думы г.о. Тольятти:
– Сегодня многие вопросы по Дому ветеранов остаются для нас неясными. Например, маневренный фонд. Кого сюда будут подселять? На каких условиях? Не потеряем ли мы и другие квартиры, которые тоже потом захотят приватизировать? Только жесткий контроль позволит сохранить порядок и спокойствие, которые царили в Доме ветеранов в прежние годы. Депутаты уже обратились в мэрию с просьбой созвать совещание, чтобы исполнительная власть поведала о перспективах использования пустых пока 69 квартир, рассказала о том, кто за них будет платить и в каком объеме. И свои решения нужно озвучивать людям, которые живут в бывшем Доме ветеранов в полном неведении. Нужно уважать их и считаться с их мнением.
Елена Харченко