Друзья уходят как-то невзначай…
Наверное, и я имею честь назвать Бориса Жигалева другом. Мы с ним были друзьями. Не такими, конечно, что не разлей вода, – у нас все ж таки четвертьвековая разница в возрасте, – но я мог без стеснения, в любой момент позвонить ему и выговориться от души.
Редкий, между прочим, талант: Борису Николаевичу совсем не жалко было времени на людей, которых – за редким исключением (и это нормально) – он очень любил. Любил и себя, конечно, обожал быть в центре внимания, и многих раздражало его многословие, желание говорить красиво, стихами. В этом смысле он был артистом – нет, Актером. И я даже могу представить, откуда у него, сына фронтовика, кузнеца из совхоза Степана Разина, это. Из юности.
Ведь всем известно, и Жигалев любил повторять, что давным-давно, в конце шестидесятых, служил в Отдельном кавалерийском полку при киностудии «Мосфильм» и участвовал в съемках ряда культовых отечественных кинокартин. А еще он участник военного парада на Красной площади, посвященного 50-летию Великого Октября. Для кого как, но для него, выпускника Саратовской высшей партийной школы, тот октябрь всегда был великим.
А помните, как он представлялся? «Запомнить легко: Борис Николаевич… Но не Ельцин!» Как будто кто-то мог спутать его с первым президентом, с которым у него, видимо, были свои счеты.
А чудесная поэма, посвященная женщинам, которую я так и не запомнил? Но наверняка ведь есть на диктофонных записях – он много раз читал ее.
Читал и в декабре 2018 года, когда, после презентации моей книги о председателе колхоза «Правда», Герое Соцтруда Николае Михайловиче Макарове, мы узким кругом отметили это событие. Книга появилась во многом благодаря Борису Жигалеву, его инициативе. Как и два предыдущих издания, посвященные Семену Митрофановичу Жданову и Александру Максимовичу Морозову. А потом мы вместе с ним и бывшим парторгом «Правды» Виктором Васильевичем Фоминым презентовали все три книги в областном минсельхозе и в аграрном университете в Усть-Кинельском.
Строили планы продолжить серию, которую условно можно назвать «жизнь замечательных ставропольчан». Но не судьба, видимо. Случилось так, что Борис Николаевич остался не у дел и очень переживал по поводу этого.
Вообще, можно ли было представить хоть одно событие в Ставропольском районе без участия Жигалева? Сначала в качестве заворготделом райкома КПСС, а затем – активного участника ветеранского движения. На руках бы носить таких людей…
«Разочарование» – так, наверное, можно назвать состояние, в котором он пребывал последние несколько лет. Людям, годами, десятилетиями жившим в центре событий, ощущавшим себя нужными, в чем-то даже незаменимыми, трудно принять и пережить свалившуюся «вдруг» невостребованность.
И все же кто мог подумать, что этот человек неуемной энергии, каким знали его ставропольчане, уйдет «не попрощавшись». Не дожив всего-то десять дней до 100-летнего юбилея своего кумира Александра Морозова и двадцать – до своего собственного 75-летия…
В воскресенье Бориса Николаевича похоронили в Приморском. Пусть родная ставропольская земля будет ему пухом.
Сергей Мельник