Новости Ставропольского района Самарской области
Знаем мы – знаете вы!

Из истории переписей населения

В октябре следующего года пройдет очередная всероссийская перепись населения. Именно результаты переписей на протяжении сотен лет остаются единственным источником получения информации о населении.

На Руси долгое время переписи подлежали только те, кто был обязан платить подати. И лишь во второй половине XVIII века при Екатерине II статистические обследования стали базироваться на научной основе. Регулярно проводились переписи в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах.

Не оставалась в стороне и Самарская губерния. Успешная подворная перепись здесь была проведена в 1866 году. Но наиболее подробные результаты по Самарской области удалось получить после проведения первой и единственной всеобщей переписи Российской империи, состоявшейся в начале 1897 года. Ее результаты сохранились до наших дней.

Численность населения Самарской губернии составила 2 751 336 человек.

Из них:

– 11 735 дворян;

– 10 638 представителей духовенства;

– 2 917 купцов;

– 157 505 мещан;

– 2 550980 крестьян;

– 820 иностранцев;

– 16 741 представитель других сословий.

В составе населения преобладали русские, затем представители финно-татарской и финской групп, а также немцы.

Грамотное население составило 22%.

Около 6% жителей проживали в городах.

В декабре 1926 года в СССР была проведена первая после Октябрьской революции Всесоюзная перепись населения. Как отмечают в Госкомстате России, она «запечатлела колоритный портрет советского общества эпохи НЭПа, когда в стране победившего социализма не без успеха развивались частное предпринимательство и торговля». Уникальность переписи 1926 года еще и в том, что тогда впервые был собран богатый статистический материал для подробного изучения семьи, уровня грамотности и этнографического состава населения страны. Для проведения переписи были подготовлены особые положения, согласно которым все граждане обязаны были давать регистраторам все необходимые сведения. Устанавливалось даже административное взыскание за уклонение от этой обязанности.

Некоторые сообщения в прессе о проведении переписи 1926 года сильно напоминают сюжеты произведений Ильфа и Петрова. Как писала, например, «Правда», «по данным переписчиков, в Ленинграде перепись идет хорошо, люди хорошо осведомлены. Однако многие жены, в отсутствие мужа, не могут сказать, где он работает. Некоторые люди в графе «основная профессия» писали «вор-рецидивист» или «проститутка».

Не менее любопытной оказалась информация о семейном положении. В том же Ленинграде, как выяснилось, было «много семей с двумя женами, зарегистрированными и фактическими, но и те, и другие энергично доказывали, что именно они и есть настоящие, – писала «Правда». – Доходило даже до того, что некоторые женщины приходили в переписные бюро жаловаться на счетчиков, на то, что они не вносили их в карточки как замужних».

По итогам переписи, советские статистики пришли к выводу, что «больными вопросами» в переписных анкетах оказались вопросы о состоянии в браке, о жилой площади и о возрасте женщин.

В то же время перепись 1926 года имела весьма важное значение. Научные принципы, подготовленные тогда выдающимися отечественными статистиками Квиткиным и Михайловским, легли в основу всех последующих переписей.

Мария Леснова

vesti
19.11.2019