Из-за чужой ошибки несколько семей в Ягодном могут остаться без жилья
За ошибку никто не ответил и не ответит, так, видите ли, сложились обстоятельства. Однако крайними почему–то остались простые люди. А власть, похоже, не желает вмешиваться в данную ситуацию, чтобы защитить невиновных. Ведь для этого придется выделять огромные деньги из бюджета.
Село Ягодное – довольно привлекательное местечко под Тольятти. И потому народ с охотой покупает здесь землю для индивидуальной жилищной застройки. Так же в свое время поступила и семья Липатниковых. Сергей и Ирина работают на ВАЗе. Молодые люди думали, что нет ничего лучше, чем жить на природе, да и до работы не далеко. Продали комнату в общежитии, взяли потребительский кредит на стройку, который, кстати, выплачивают до сих пор, и дружно взялись воздвигать дом, в котором собирались растить детей и жить до старости. Строительство началось в 2011 году. Надо ли говорить, что простые вазовские работники не имеют высоких доходов, а потому молодые люди ограничивали себя во всем: муж работал в две смены, чем могли, помогали родители… И всё ради одной цели – построить дом. В прошлом году, как только в нем стало можно жить, Липатниковы перебрались на новое место.
И столкнулись с неприятным сюрпризом. Когда они захотели оформить дом, прописать своих двух девчушек, архитектура Ставропольского района им выдала отказ. Кстати, та же самая архитектура, которая давала разрешение на строительство. Оказывается, земельный участок, на котором расположен недостроенный дом Липатниковых, находится в зоне минимально допустимых расстояний газопровода высокого давления. И здесь строить жилье вообще было нельзя. В аналогичной ситуации оказались еще 42 участка на улице Отрадной, что находится в километре от «Ладьи благополучия». И сейчас почти на всей улице, находящейся в опасной близости от газопроводов – «Уренгой – Новомосковск», «Уренгой – Петровск», «Челябинск – Петровск» не радость, а горе. В «Газпром трансгаз Самара» считают, что все жилые постройки должны быть снесены за счет жителей. То есть несколько лет жизни, финансовые вложения вот так взять и пустить коту под хвост!
Попробуем разобраться, как такое могло случиться. В 2009 году согласно приказу Министерства строительства и жилищно коммунального хозяйства земельный участок сельхозугодий в селе Ягодное перевели из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов, разделили его на участки меньшей площади и на этой территории установили вид разрешенного использования – под малоэтажное строительство. С 2009 по 2013 год данные участки продавали частным лицам. И люди, естественно, покупали со вполне определенной целью – строиться. Никакого намека, что этого делать нельзя, и не прозвучало. Газопроводы были отстроены еще в советское время. Но об их месте расположения при выделении земельных участков руководство районной администрации, видимо, даже «не подозревало». И никакой разъяснительной работы среди населения, приобретающего землю, ни поселковая, ни администрация Ставропольского района не проводили. Орган местного самоуправления не удосужился наложить ограничительные меры в виде обременения прав на недвижимое имущество в ЕГРП при отчуждении данных участков, хотя это его прямая обязанность. Так что счастливые обладатели участков шли в регистрационную палату и оформляли право собственности.
– У всех были «чистые» кадастровые паспорта без всяких отметок о каких-либо ограничениях, – рассказывает Ирина. – Многие получили разрешение на строительство. Часть домов уже построена и введена в эксплуатацию и оформлена в собственность, в основном по дачной амнистии. В них уже проживают люди. Часть находится в стадии ввода в эксплуатацию, часть на стадии строительства. Да, некоторые строятся без разрешений. Последнее разрешение на строительство на нашей улице было выдано в 2014 году. Я в этом же году брала копию нашего разрешения. Неужели и тогда в администрации никто не знал о газопроводах? Лично меня ни о чем не предупреждали, и мы продолжали стройку…
Из жалобы жителей в прокуратуру Российской Федерации и прокуратуру Ставропольского района:
«Попытки обжаловать в суде действия администрации Ставропольского района успехом не увенчались. Причем не только в первой, но и во второй инстанциях. В своих решениях суд руководствуется положениями Земельного кодекса РФ и ФЗ «О газоснабжении в РФ», которые ограничивают права на землю в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных зонах.
Однако при всем при этом никто не учитывает конституционно закрепленное право на собственность, которое включает в себя понятие «целевого использования» имущества, находящегося в собственности. Никого не волнует, что по вине ряда лиц, уполномоченных решать вопросы по проведению операций с земельными участками, пострадало довольно большое количество людей (собственников), чье право на сегодняшний день злостно нарушено. Многие из них все распродали, в том числе и единственное жилье, чтобы построиться и жить в указанных домах. А те лица, которые только приобрели участки, тоже понесли расходы, и их теперь никто не компенсирует. Разрешать сложившуюся ситуацию никто не собирается, по-видимому, считая, что это проблема самих собственников, которые и должны сами исправлять ошибки, допущенные чиновниками».
Между тем снос жилья, видимо, неизбежен. Магистральные газопроводы являются опасными производственными объектами. Все знают о взрыво- и пожароопасных свойствах газа, транспортируемого высоким давлением. Перекладывать газопровод, конечно же, никто не будет. Здесь установлены охранные зоны. И жилищное строительство допустимо не менее чем в 350 метрах от оси крайних газопроводов в каждую сторону. Охранная зона является защитным барьером, обеспечивающим необходимый уровень безопасности граждан и расположенных вблизи объектов при эксплуатации газопроводов как в штатном режиме, так и не дай бог при возникновении аварийных ситуаций. Жители же уверены, что на помощь могут прийти современные технологии.
– Как следует из действующих строительных норм и правил эксплуатации магистральных трубопроводов, минимальные допустимые расстояния могут быть уменьшены путем проведения необходимых конструктивных изменений, в том числе путем «капсулирования», увеличения толщины стенок самих трубопроводов, установки специальных защитных сооружений и т.д., что подтверждается выводами экспертов. Поэтому мы верим, что можно найти компромиссное решение данной проблемы, – считает Ирина.
О переплете, в который попали, жители ул. Отрадной оповещают все инстанции, надеясь на помощь. Но пока ее не видно. Из администрации президента пришел ответ, что в связи с тем, что ООО «Газпром трансгаз Самара» вовремя не наложило обременение на данный земельный участок, администрацией Ставропольского района выдавались разрешения на строительство по установленным законом нормам. В нем также сообщалось, что газовики вместе с работниками администрации проведут совещание, на котором рассмотрят варианты выхода из сложившейся ситуации.
– До нас дошли слухи, что вроде бы проведены совещания. Но в Самаре мы о результатах не смогли узнать, – рассказала Ирина. – Я позвонила в Газпром, мне начальник по эксплуатации сказал, что они начинают процедуру с тех, у кого нет разрешения на строительство, но имеются строения на участке. А потом будут подавать в суд об аннулировании наших документов, наших разрешений, свидетельств на дома, о признании наших построек незаконными и их сносе за наш счет. Наша улица не похожа на Рублевку и иные поселки, где живут очень обеспеченные люди. Речь идет о семьях, которые приложили максимум усилий для того, чтобы построить для себя дома, пожертвовав для этого многим. Все они честно и порой непосильно работают для того, чтобы у их семей было светлое будущее в собственном доме. А теперь мы находимся под угрозой лишения своих домов! Как нам жить дальше?
Не высокую ли плату придется заплатить людям, которым «посчастливилось» купить землю не в том месте всего лишь из-за того, что кто-то забыл предупредить об обременении? Самое интересное, что щит, оповещающий о продаже земельных участков под строительство жилых домов, стоит до сих пор! Хотя на его месте давно надо было установить другой – «Стройка запрещена».
Елена Харченко