Новости Ставропольского района Самарской области
Знаем мы – знаете вы!

«Нас всех выкинули на обочину жизни» – так в селе Брусяны расценивают закрытие почты

Вымиранием называют местные жители сегодняшнюю обстановку в Брусянах. По их словам, впервые за 370-летнюю историю людей одновременно обрекли на жизнь без почты, света и магазинов.

Село Брусяны с окрестностями живописны даже в унылую ноябрьскую пору. В наши дни не одна сотня человек выбрала местом постоянного жительства эти идеальной формы, как с картины художника, холмы, реликтовые дубовые рощи, крутой и высокий берег Саратовского водохранилища. С мая по октябрь к ним присоединяются многочисленные дачники, и, конечно, круглый год здесь полно рыбаков со всей России, которые по праву считают этот населенный пункт одной из «рыболовных Мекк» Средней Волги.

– Тех, кто бывает в Брусянах хотя бы раз в неделю, наберется больше 1000 человек. Дачники живут не только в теплый сезон, а приезжают каждые субботу и воскресенье, как и туристы выходного дня – походники, организованные группы на автобусах, – такой вводной встретил журналистов «Ставрополя-на-Волге» почетный гражданин Ставропольского района Алексей Вовченко.

Но 2023 год стал для местных жителей тревожным. В селе – впервые за 370-летнюю историю! – заговорили о вымирании.

– Закрыли почтовое отделение, оно здесь работало 130 лет без перерыва. Даже во время Великой Отечественной у нас ежедневно и без выходных трудились два почтальона! Фронтовые письма шли нескончаемым потоком. И тогда, и теперь почтовая связь – это нервная система страны, та базовая услуга, которая должна быть доступна всем социальным слоям населения в любой деревне. А знаете, как упразднили нашу почту? Грязно, несправедливо, унизительно, – разводит руками сельчанин Анатолий Васильев.

Любопытно, что заместитель начальника Управления федеральной почтовой связи Самарской области Александр Шелковников на запрос редакции дал абсолютно другую информацию. Как и в случае с прочими селами Ставропольского района, где почта в последние месяцы свернула свое присутствие до минимума, ответ оторван от реальности: «Бывают ситуации, когда в некоторых случаях мы временно сокращаем режим работы почты или меняем формат обслуживания… Подчеркнем, что мы ни в коем случае не закрываем почтовые отделения».

В тяжелейшей ситуации, как всегда, оказались самые незащищенные – льготники, инвалиды, малоподвижные и пожилые сельчане. Например, старожил и пенсионерка Любовь Морозова:

– Нас, кто получает ежемесячную компенсацию по коммунальным услугам, в Брусянах много. К этой сумме надо добавить из пенсии и полностью оплатить квитанции ЖКХ до 10-го числа каждого месяца. После закрытия отделения пенсию и пособия всем приносят позже положенной даты. Иногда на четыре дня задержка, иногда до недели. Кто приносит пенсии? Почтальон. Где мы рассчитываемся за «коммуналку»? На почте. А коммунальщики грозят пенями! Посмотрите, я плохо передвигаюсь, без палочки ни шагу. Куда мне ходить? За 10 километров в Большую Рязань?

Любовь Ивановна отдельно добавила:

– Мы все были довольны работой почтальона, а ее унизили. Оксана делала больше, чем записано в обязанностях. И если они повесили на отделение амбарный замок, то должны были освободить человека от должности по сокращению, выплатить компенсацию согласно закону. А Оксану вынудили написать по собственному желанию. Они решили сэкономить, просто выкинули сотрудника из системы. И нас всех выкинули на обочину жизни.

По словам Морозовой, недооценивать роль почты в селах нашей страны – преступно:

– Почта не просто выполняла функции соцобеспечения и роль места встречи по интересам. Иногда, в отдельных случаях, заменяла и администрацию, так как почтальон был – на минутку! – единственным местным представителем государства в Брусянах. После закрытия отделения у нас остался лишь храм…

– И кладбище! – дополнил Васильев.

Жительница Брусян Нина Кротова (данные изменены. – Прим. ред.) больше года ждет возвращения домой сына, мобилизованного на специальную военную операцию. Женщина обратила внимание на другое важное обстоятельство:

– Сегодня на юго-западных рубежах России развернулся фронт, и мы, граждане от мала до велика, на передовой и в тылу сплотились вокруг интересов Родины. В столь непростые дни народ в Брусянах воспринял закрытие отделения связи как демарш со стороны АО «Почта России». В условиях Великой Отечественной войны это решение приравняли бы к откровенному саботажу. Знаете, как тогда поступали с саботажниками?

Отсутствие почты сильно ухудшило качество жизни сельчан. Подписчикам газеты «Ставрополь-на-Волге» приносят новые номера с опозданием, а все брусянцы столкнулись с перебоями в доставке важных уведомлений, писем из госучреждений и другой корреспонденции. По словам Анатолия Васильева, проблемы испытали даже туристы, ранее отправлявшие из Брусян сотни памятных открыток:

– Давайте прямо! Кому интересны объяснения Управления федеральной почтовой связи по поводу закрытия отделения? Есть федеральные нормативы. И наши люди, и администрация сельского поселения вели с почтовиками долгую переписку. В ответах нам указали, что в соседнем Севрюкаево есть почта, пользуйтесь. Сразу видно, насколько далеки они от народа в своих теплых кабинетах… По дороге этой ни весной, ни осенью не проедешь. И проходит она через территорию нацпарка «Самарская Лука». По ней нельзя ездить даже нам, местным жителям. Это штрафы!

Почта для брусянцев, как и везде на селе, была не только главным социальным объектом и местом получения услуг связи. Туда люди шли за информацией. Получали свежие новости об изменениях в федеральных законах, объясняли друг другу непонятные моменты, просили совета, посильной помощи, обменивались мнениями. Именно у почтового порога проводились сельские сходы и главные праздники – местные, областные, всероссийские.

Сейчас о том, что еще год назад в Брусянах работала почта, напоминает лишь гнилой, покосившийся, открытый всем ветрам деревянный сарай с гордой вывеской: «Управление федеральной почтовой связи Самарской области». Здесь, говорят, раньше был склад.

– Разогнали почту, отключили уличное освещение, закрыли оба магазина. Ничего не оплатить, не купить, даже баланс телефона не пополнить. Это начало конца Брусян. Кому-то, может, не нравится такое слово – вымирание. А как еще это назвать? – задается риторическим вопросом Любовь Ивановна.

Третья горячая тема в Брусянах – слухи о скором закрытии сельского клуба. Сельчане уже месяц обсуждают будущее одного из двух – вместе с храмом святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана – оставшихся здесь общественных учреждений. Об этом мы напишем в отдельной заметке. А по поводу Брусян отправим в УФПС Самарской области отдельный запрос.

Василий Лаптев

vesti
21.11.2023