Новости Ставропольского района Самарской области
Знаем мы – знаете вы!

Наш лосёнок под присмотром

За прошедшие дни страсти вокруг спасения лосенка, «застрявшего» посреди Волги у поселка Зольное, как-то поутихли. Но читатели продолжали звонить, интересовались судьбой лосенка. «Читала эту историю и обливалась слезами, – призналась одна из звонивших. – Как там спасенный, как он поживает?». Мы и сами хотели узнать о судьбе нашего подшефного. Благо есть кому позвонить…

Напомним: на прошлой неделе мы, ничего такого не предполагая, связались с героем наших публикаций – старшим государственным инспектором Зольненского лесничества Жигулевского заповедника Валерием Осадчуком. Он-то и поведал историю спасения, которую мы изложили во всех подробностях в номере нашей газеты от 21 января.

Добавлю лишь несколько важных, на мой взгляд, замечаний к сказанному.

Как сообщили мне Валерий Иванович и его коллега, государственный инспектор Ширяевского лесничества Жигулевского заповедника Алексей Ишмаев (на фото), лосенка на льду увидели ранним утром жители поселка Прибрежный – они-то и передали в контору заповедника сигнал SOS. «Объект» нашли легко, и путь его проследить оказалось несложно. Рабочая, и пожалуй единственная, версия, как он там оказался, – собаки, охраняющие водозабор. Они-то и шуганули малыша, и тот едва унес ноги. А вот обратно…

«Он стоит и двинуться боится: вокруг полыньи, – объяснили ребята. – Он ведь тоже соображает, только разговаривать не умеет».

Видавшие виды сотрудники заповедника, конечно, привезли с собой лыжи, но кто в здравом уме и трезвой памяти рискнет повторить путь нашего героя? Течение и трехдневный снегопад сделали свое черное дело: тонкая корка льда, подточенная снизу течением, а сверху согретая снежным одеялом, держалась на честном слове. Потому-то и потребовались спецсредства, которых не оказалось ни в заповеднике, ни в национальном парке «Самарская Лука». Но, как вы знаете, все закончилось хорошо: помощь подоспела вовремя, герои спасательной операции названы – перечитайте эту незабываемую эпопею. Вопрос: что со спасенным сохатым?

– Жив-здоров, – сообщил Валерий Осадчук.

Путь малыша отследил Алексей, который наблюдал эпопею спасения, пробравшись к берегу на снегоступах. Выскочив на берег, известный теперь всей стране жигулевский «полярник» пересек узкую прибрежную полосу, относящуюся к территории нацпарка, перешел шоссе и направился в родные горные пенаты – в заповедник. Инспектор шел по следам, а потом уже услышал характерное лосиное «мяканье» (не спутать с коровьим мычанием) уже на горе.

По словам Валерия Ивановича, лоси, вообще-то, животные крепкие – в чем мы, собственно, могли и сами убедиться. Благодаря хорошему зимнему подшерстку лось может долго лежать на снегу не замерзая, – порой только рога торчат из сугроба. «Встанет, встряхнется – и пошел, звеня сосульками, как люстра», – смеется Валерий Осадчук. Известно, что лоси «греются» кормом, любят молодые ветки и кору вяза. Благо того и другого в заповеднике вдосталь. Так, например, они с удовольствием пасутся на молодой поросли, которая пошла на пнях, оставшихся при расчистке территории вдоль ЛЭП. «Она им по зубам, и тут им корма достаточно: по высоковольтке то поднимутся, то спустятся»…

Единственное, в чем остро нуждаются эти и прочие «вегетарианцы», – поваренная соль. Потому-то и тянет лосей к дороге, на которую «венец природы» в обличье дорожных служб не жалеет песко-соляной смеси. И потому-то так притягательно для них ширяевское шоссе, идущее вдоль границ заповедника. Эта соль, собственно, и поманила в очередной раз к трассе нашего лосенка. С дороги его спугнули машины, а потом уже эстафету приняли злые собаки, ну а дальше вы сами знаете.

Соль – где-то благо, а здесь, получается, беда. Тем более что в заповеднике не могут, как в том же национальном парке, поставить для страждущих парнокопытных млекопитающих лизунцы с солью – устав этой особо охраняемой природной территории не позволяет вмешиваться человеку в природное естество. Вот и приходится инспекторам ночами патрулировать шоссе, сгоняя лосей с соленого асфальта и «поднимая их в гору»…

По рассказам инспекторов, лося с дороги еще и спугнуть не так-то просто: «Свистишь, кричишь, а они настолько привыкли к машинам, к салютам-фейерверкам, что не обращают внимания. А те же лосята – они ведь с рождения привыкли к звуку машин».

«И еще, – добавляет Алексей, – зимой в лесу снега больше, им тяжело перемещаться и корм найти, поэтому основная масса скотины сдвигается сюда».

Но главное – соль, которая везде – и на дороге, и в почве вокруг, и в талых весенних лужах, из которых гордые красавцы пьют, встав на колени…

Много, много интересного я узнал от моих новых знакомых. Например, о матерых кабанах, которых к весне от голода ветром качает.

Ну, а в качестве бонуса Осадчук рассказал историю про встреченного на днях Алексеем лося, гордо шествовавшего… с одним рогом. Второй он удачно скинул, а этот вот ни в какую. Хотя давно пора избавиться от этой тяжести, как делают все приличные лоси. «Они пободались, подрались – и на зиму скинули. А тут февраль на носу, а он все с одним рогом. Такого я, сколько живу, не видел», – удивляется Валерий Иванович.

Сергей Мельник

vesti
01.02.2022