Обратная сторона борьбы с курением
В Самарской области доля нелегального оборота табака в этом году выросла до 14,6%. По итогам 2023 года она составляла 10,5%.
Увеличение доли обусловлено ростом в 2,5 раза в структуре потребления нелегального табака пачек с поддельными акцизными марками, объясняет директор АНО «ННЦК» Ирина Бушина. Кроме того, в полтора раза в регионе увеличился нелегальный ввоз из стран дальнего зарубежья и в два раза увеличился нелегальный ввоз из стран ЕАЭС.
По ее словам, минимальные потери федерального бюджета от нелегального оборота табака составили в 2023 году 99,21 млрд рублей. А в первом полугодии 2024 года – 50,44 млрд рублей. В ПФО минимальные потери за этот же период составили 7,63 млрд рублей.
Вот такие цифры прозвучали в Волгограде, где прошел круглый стол на тему «Нелегальный оборот табачной продукции и его влияние на экономику России, Волгоградской области и регионов Поволжья».
Кто-то сейчас скажет: да о каких деньгах можно говорить, когда речь идет о здоровье нации?! И будет прав. И неправ одновременно.
Вовлечение молодежи в спорт, пропаганда здорового образа жизни, запрет на курение в общественных местах – это прекрасно. Это только глупый человек не станет поддерживать. Но давайте снимем розовые очки, взглянем на проблему с другой стороны и с удивлением увидим: с некоторых пор борьба с курением в России свернула куда-то не туда…
Признаюсь по секрету: курю уже 47 лет. Так получилось. А есть те, чей стаж гораздо больше. И они уже пенсионеры, причем сплошь и рядом – не персональные. С обычной пенсией, которая позволяет сводить концы с концами, но не более.
А вы знаете, сколько сейчас стоит пачка сигарет? С 1 января 2024 года ее минимальная цена в России составляет 129 рублей. Сто. Двадцать. Девять рублей. В месяц это 3870 рэ. Впрочем, курево за эти деньги надо еще поискать. Торговые сети «брезгуют» дешевкой, и в них сигареты начинаются где-то с 159 рубликов. Накидываем по тридцатке на день, и вот уже карман среднестатистического куряки-пенсионера облегчается в месяц почти на 5000 целковых.
Другой кто-то опять же встрянет: надо бросать! Надо, не спорю. Точнее – не нужно было начинать в свое время. Просто потому, что бросить после полувекового стажа – задача еще та. Да и нет у стариков такого стремления – бросить. Он лучше перестанет есть натуральное мясо, будет покупать масло, добытое не из коровы, а из пальмы. А еще проще – сядет на хлеб и картошку. И лекарства станет покупать не те, что лечат, а «аналоги». И так во всем.
И ведь найдутся такие, кто скажет: как вы можете сравнивать борьбу за здоровье будущего нации – подростков – и тех, кто жизнь уже почти прожил? Да, пусть немного, но такие найдутся. У меня для них новость: у «будущего нации» эти, да и прочие, сигареты в «глухом игноре». Не курят они их. Немодно. Некайфово. Они… «па́рят» вейпами. Проще говоря – электронными сигаретами. Идут, понимаешь, в ногу с прогрессом. Откуда знаю? Имея дочь-десятиклассницу, трудно быть не в курсе, что «девочки в школе «па́рят» чуть ли не все, а мальчишки – те, кто не занимается спортом». Где берут? Ну, это вопрос не ко мне. И зачастую не к рядовым работникам торговли, которым грозят штрафы в десятки тысяч за продажу «электронок» несовершеннолетним.
Теперь пара слов о том, с чего начали, – о деньгах. В Белоруссии, Казахстане, ряде других стран ближнего зарубежья акцизная политика немного не та. Контрабандные сигареты из этих стран можно купить свободно в любом российском городе. Свободно – это не значит «легально». Но это значит просто. И «дешево». Точнее – дешевле самых дешевых отечественных. Рублей эдак на 50. Там же продают и контрафакт – проще говоря, скверную по качеству подделку под «нормальные» табачные изделия. И те же старики ее покупают. Кашляют, ругаются, но берут – дешево же, чем окончательно «дограбливают» свое и без того небогатое здоровье.
Естественно, никаких денег от продажи контрабанды государство не получит. А ведь те миллиарды, о которых мы говорили выше, окажись они в казне, могли пойти и на спортплощадки, и на зарплату тренерам, и на пропаганду здорового образа жизни.
Как быть? А нет у меня рецепта. Да и не в задачах журналиста выписывать таковой. Для того есть профильные специалисты, законодатели и много других умных людей. Им и думать, как сделать, чтобы благое дело не оборачивалось в итоге фарсом, ухудшением жизни значительной категории населения и немалыми потерями бюджета.
Да, и не забудьте: КУРЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВРЕДИТ ВАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ. Не начинайте. Никогда.
Алексей Шишканов