Новости Ставропольского района Самарской области
Знаем мы – знаете вы!

Трое ставропольчан принимали поздравления по случаю снятия блокады Ленинграда

Четверть века в нашей стране 27 января официально отмечается День снятия блокады города Ленинграда. Последние семь лет – как День воинской славы России с довольно длинным, соразмерным с бесконечностью той страшной катастрофы, названием: «День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками (1944 год)».

В нашем Ставропольском районе, в годы Великой Отечественной войны приютившем сотни, если не тысячи, детей из блокадного Ленинграда, с 76-й годовщиной полного снятия блокады поздравили троих: 93-летнюю Анну Егоровну Сидорову (Подстепки), 81-летнюю Анну Александровну Вильченко (Кирилловка) и 83-летнюю Людмилу Александровну Фролову (на фото) из Верхнего Санчелеево. Ценные подарки – пледы от губернатора Самарской области Дмитрия Азарова – им вручили главы сельских поселений.

В Верхнем Санчелеево выполнить ответственную миссию – вручить губернаторский подарок односельчанке – приехала целая делегация. От администрации и лично от себя глава сельского поселения Петр Чапарин передал Людмиле Александровне коробку конфет. Объятия, воспоминания, влажные глаза – как без этого. И так, я знаю, происходит каждый год.

В селе она единственная жительница блокадного Ленинграда. Как и у сотен тысяч жителей великого несгибаемого города, родители Люси покоятся в общей могиле на Пискаревском кладбище. Помнит, как в битком набитом грузовике эвакуировали «по дороге жизни» по льду Ладожского озера, как привезли на пароходе по Волге сначала в Куйбышев, затем в Ставрополь, который теперь Тольятти.

Коренные ставропольчане хорошо помнят, как это было.

Из воспоминаний ставропольчанок Марии и Александры Агаповых: «Быстро разнеслась по Ставрополю весть, что привезли на пристань детей. Дети были очень худые, они даже не могли поднять голову. Мы с жалостью смотрели, как их переносили на носилках в подводы и везли в школу №3, которая находилась на улице Калмыцкой, и размещали в начальных классах. Каждый день мы несли в эту школу кто кусок хлеба, кто кринку молока, у кого что было, а воспитатели их потихоньку отхаживали и возвращали к жизни».

«Это были бледные, изможденные ребятишки, тихие и малоподвижные, ушедшие в себя существа, – рассказывал сын известного ставропольского хирурга Леонид Левицкий. – Ставропольчанки выхаживали их, заботясь искренне и по-доброму – как о своих детях, которых тоже совсем не баловала жизнь».

Фролову хорошо знает уроженка Верхнего Санчелеево Олимпиада Феклина, да и Людмила Александровна с детства помнит ее, дочь директора одного из ставропольских детских домов, здесь, в тылу, окруживших нахлебавшихся горя детей войны теплом и заботой.

«Ленинградских ребятишек на носилках несли до кроватей. Нас к ним не очень-то и пускали. Они на карантине были, их оберегали: настолько слабые, как бы чем не заразились. Женщина-ленинградка, которая привезла детей, рассказывала маме страшные вещи – наверное, еще более страшные, чем в «Блокадной книге»… О ленинградских детях очень заботились, их откармливали. Потом многие стали брать этих детей. Вот и в Соколе (поселок близ Верхнего Санчелеево, ныне не существует. – Авт.) одна семья (у них свой сепаратор был, а это признак достатка) взяла Людмилу. Знаете, как ее все кормили в этом поселке – кто яички несет, кто сливочки. А ведь это было после войны, всем трудно жилось. А потом она вышла замуж…»

Троих детей родила на своей новой родине девочка из блокадного Ленинграда. Жизнь прожила.

– Когда приезжали журналисты из Ленинграда (съемочная группа проекта «Письма из провинции» телеканала «Культура), спрашивали: «Вас тут не обижают?» (Смеется.) Какое там «обижают», здесь вся моя жизнь…

Да разве только она так скажет? Десятки, сотни блокадников остались после войны в Ставропольском районе – ведь зачастую и возвращаться-то было не к кому. А те, что уехали… Живет в Санкт-Петербурге и тоскует по своей второй родине – нашей ставропольской Хрящевке мальчик Валя из блокадного Ленинграда, во взрослой жизни известный конструктор морской техники, лауреат премии Совета Министров СССР.

В названии тольяттинской улицы увековечена память об Александре Абрамовне Деревской, взявшей в семью десятки детей-блокадников из ставропольского детдома.

Памятной доской на фасаде большерязанской школы отмечен подвиг заслуженной учительницы Надежды Яковлевны Лабыскиной, вернувшей к жизни 120 эвакуированных в Брусяны ленинградских ребятишек.

Как такое забыть?

Сергей Мельник

vesti
28.01.2020