Новости Ставропольского района Самарской области
Знаем мы – знаете вы!

В Васильевке продолжаются работы по очистке большого Васильевского озера

В Васильевке продолжаются работы по очистке большого Васильевского озера. Глава поселения Юрий Писарцев уверен: облик озера можно кардинально преобразить.

– Со старожилами разговаривал, рассказывали, что раньше, лет 70 назад, это озеро можно было вброд перейти на ту сторону. Потом получилось самоочищение, родники освободились, стала прибывать вода, рыба пошла. Сейчас опять заилились. Пытаемся все это восстановить,– рассказывает Юрий Александрович, пока мы едем на место.

Близость к Тольятти накладывает отпечаток. Куда податься горожанину, особенно летом? Выбор невелик. Из ближайших уголков природы Васильевские озера – самый ближний за городской чертой.

– Очень большое количество отдыхающих. Машины на берегу стоят практически круглогодично – больше, конечно, летом. А мы силами администрации и волонтеров постоянно за ними береговую зону очищаем. В те выходные собрали около 50 200-литровых мешков мусора. За 2-3 недели все было загажено. Сознание и культура у нас же не на должном уровне. Приехали, отдохнули, бросили всё. А места очень красивые, озеро существует очень давно. Только село на его берегу стоит уже 226 лет. Хочется сохранить для потомков, – говорит Писарцев.

Мусора действительно нет. Есть камыш. Стеной. Да-а… давненько я здесь не рыбачил. Раньше такого не было.

Глава поселения рассказывает, как бьется с зарастанием:

– За лето уже 3 раза косили. В жару вода отступает – сразу косим. Зимой тоже занимаемся – лед, трактора могут с косилками подъехать поближе. Раза три техника проваливалась. А там еще и ил. Сельхозникам большое спасибо – «Кировцами» помогали вытаскивать. Кроме камыша еще и ивой зарастает…

Мы подъезжаем к месту, где с камышом борются радикально – буквально вычерпывают его ковшом экскаватора с длинной стрелой. Самой техники сейчас нет – угнали еще больше удлинять стрелу. Для лучшего эффекта: корни-то у камыша бывают до 5 метров (!) длиной. А вот рыбаки на освобожденном от зарослей бережке уже появились. Интересуюсь уловом.

 – Карасики мелкие, бычки, – отвечают.

Не вступаю в ихтиологический спор, но бычки водятся лишь в проточной воде, да в морской. Значит, завелся похожий на них цветом ротан. Он же головешка. Еще одна беда. Завезли его в свое время с Амура, а тот как пошел плодиться в наших широтах. Выедает всё – икру, мальков. На Озере смерти вдоль улицы Громовой в Тольятти от него «избавились» только после грандиозного замора лет …дцать назад. Говорили, коммунальщики виноваты – снег с улиц сваливали, перемешанный с реагентами. Рыба в озере близ АТП тогда вся перевелась вместе с ротаном. Но это совсем другая история…

Но не одним укосом да трудовыми десантами чистится озеро. Скоро планируют запустить малька толстолобика – он вроде как любит поедать корни и молодые побеги камыша. Дважды в этом году в озеро запускали раков – природных фильтровальщиков воды. А еще подключили биотехнологии:

– Начали лет 10 назад. С воронежским институтом экологии заключили договор, нашли предпринимателей, которые профинансировали и три года запускали хлореллу для борьбы с сине-зелеными водорослями. Привозили за раз во флягах по 500 литров. Грубо – 1500 литров хлореллы вылили в озеро. Да, вода еще зеленоватая, но хлопьев уже нет. Вот еще бы столько же для полного качества, чтобы совсем прозрачная была. Еще года три. Еще полторы тонны. А если и с камышами помогут толстолобики, то результат будет налицо. Родники очистятся, озеро наполнится, – делится мечтами Юрий Писарцев.

Илосос, земснаряд, говорит, узнавали – слишком дорогое удовольствие, не потянуть. Самое печальное – аккурат посредине озера проходит граница между васильевской и городской территорией – причуды генплана. Но город привлечь к проблеме как-то не получилось.

– На их берегу и с мусором картина совсем другая, – говорит глава Васильевки. Верю на слово. Ехать проверять не хочется: что ж я мусора на берегах в городской черте не видел?

Есть, конечно, надежда на государственные и федеральные программы, но:

– Мы пытаемся попасть в программу федерального уровня. Добиваемся, чтобы нас включили в реестр – это уже почти гарантия, что попадем в программу. Работаем с депутатами Самарской губернской думы, в частности – подключили Владимира Дуцева. Но проблема в том, что пересыхает или зарастает слишком большое количество водоемов: от 50 000 их в реестре стоит, – продолжает Писарцев.

А на вопрос: на какие же, извините, «шиши» поселение всем этим занимается, коротко отвечает:

– На свои. Главное, чтобы нам не мешали. Будем запускать малька, косить камыш, очищать родники своими силами…

Что ж, дело благое. Главное – сил бы хватило.

Алексей Шишканов

vesti
01.10.2024