Новости Ставропольского района Самарской области
Знаем мы – знаете вы!

Алексей Солодянкин: Мы не нужны этому городу

06_solod[1]

Бывший актёр театра «Колесо» имени Глеба Дроздова, дважды завоевавший звание «Лучший актер года» по итогам зрительского голосования, – о том, почему он уезжает из Тольятти.

Алексей Солодянкин, бывший актёр театра «Колесо» имени Глеба Дроздова, дважды завоевавший звание «Лучший актёр года» по итогам зрительского голосования:

– Я уезжаю из Тольятти, здесь я больше не нужен. Год назад у меня и в мыслях этого не было…

Последней каплей стало то, что меня не взяли в Самарский драматический театр. По одной простой причине: Солодянкин – бывший актёр тольяттинского «Колеса». Мне позвонил Олег Белов, известный самарский актёр, он услышал, что я уволился из «Колеса»: «Слушай, а ты не хочешь в самарской драме поработать?». Года два назад они потеряли замечательного актёра Амелина, а по фактуре, типажу мы с ним схожи. Оба такие толстенькие. Я, конечно, соглашаюсь. А на следующий день он же мне звонит и говорит: «Лёш, я так удивлён: главный режиссёр Гвоздков спросил: «Толстый актёр нам нужен. А откуда он? Из «Колеса»? Не возьму». Удивительное дело: меня даже не посмотрели в деле. Белов предполагает, что на Гвоздкова сильно надавили из местного отделения Союза театральных деятелей. Я уж размечтался: ну, в Самаре буду работать, рядом с городом, где у меня родители, сын растёт…

***

Я ещё в прошлом году затеял проект. Ветераны войны ВАЗа по моей просьбе написали воспоминания. На их основе получилась пьеса, которую я планировал подготовить к 9 Мая. Постановка была задумана масштабной, на фоне военной техники, тем более её герои – реальные наши горожане, прошедшие войну. Ко Дню Победы – это было бы здорово! Обратился в местное отделение одной из политических партий, где мне обещали всяческую поддержку на такое благое дело. Даже обнадёжили, что уже могут оплатить половину затрат. Я привлёк к постановке Наталью Степановну Дроздову. И сразу же мне партийцы отказали в помощи.

Ну и тут я понимаю, что Тольятти и Самара для меня закрыты. Надо уезжать… Хотя я сейчас занят на полставки в филармонии, большое спасибо Лидии Валентиновне Семёновой, её директору, которая поддерживает меня и Дроздову. Но работа в филармонии – это, скорее, подработка, чем настоящая работа. Тем более до меня дошли слухи, что и эту ставку хотят сократить, потому что её занимает Солодянкин. И это не решение директора филармонии. Вообще, странно – ещё год назад профессионалы из «Колеса» были нарасхват, а теперь, даже работая не по специальности, ребята получают палки в колёса

***

Я родился в этом городе, учился в 60-й школе. Даже отучился на повара. Бабушка заставила меня: всегда сытым будешь. И тут – случай, который перевернул всю мою будущую сытую жизнь. Мамина подруга была большой поклонницей театра «Колесо», она и нашептала: «Сейчас в театре идёт набор, а Лёша такой талантливый, ему надо поступать». А у меня тогда талантов-то было – голосом Горбачёва говорить да собакой лаять. Помню, пришёл в театр, а там народищу-у-у! 68 человек на место. Я в уголок забился и вообще, честно говоря, подумывал смыться. Тут меня вызывают и предлагают прочитать стихотворение. А я не знал, что надо выучить стихи. Ну и предложил комиссии лабуду собственного сочинения. Комиссия смеялась в голос… Я удивился, что прошёл конкурс. Все годы учения сейчас вспоминаются каким-то красивым сном – настолько я влюбился в театр. И при Глебе Дроздове у «Колеса» был высокий статус: труппа выезжала на гастроли и в Америку, и в Европу, сам театр посещали все известные лица города. Самого Дроздова я безумно уважал и боялся…

***

Вдруг Дроздов умирает, и всё идет прахом. Появляются какие-то режиссёры, которых я не мог принимать всерьёз. Дроздов – это личность, которая сильнее тебя, это огромная интеллектуальная сила, за которой идёшь. С появлением, например, режиссёра Анатолия Морозова из театра ушли некоторые талантливые актёры. Ну а мы держались около Натальи Степановны, она многим стала второй мамой. Она всегда была горой за нас, за своих учеников…

Расцвет мой – и творческий, и материальный – пришёлся на время, когда у руля театра встала Наталья Степановна. Сначала спектакль по Чехову «Любовь, любовь, любовь». Потом я играл Яичницу в «Женитьбе», восстановленной Натальей Степановной по режиссуре Глеба Дроздова. Это великий спектакль, настоящее художественное произведение, которое должно быть в театре, и мы ощущали огромный подъём… Жаль, не успел «раскататься» спектакль «Трамвай «Желание», который уже на премьере вызвал фурор среди зрителей… И мы мечтали о гастролях по России с «Женитьбой».

***

И тут увольняют Дроздову. Уходят любимые спектакли. Увольняются ребята. Падает зарплата. Шок! Мы с Олегом Ринге предлагали устроить голодовку в театре, но ведь никто всерьёз не верил, что ситуацию в «Колесе» дожмут до конца, думали – область поможет. Сама Наталья Степановна отговаривала нас от этого шага…

Мне до слёз обидно, что из театра выкинули, нет другого слова, его основателя. Нашу маму… И те, кто остались до февраля, надеялись, что вот-вот всё вернётся назад. Надеялись и на депутатов городской думы… Депутаты проголосовали за Дроздову, депутат губернской думы Александр Дроботов призывал оставить Дроздову в «Колесе». И что? Мы, актёры, бываем наивными, как дети…

***

Работать становилось невозможно. Актриса Ольга Самарцева настояла на том, чтобы на роль Бланш в «Трамвае…» ввели её дочь. Мама сидела в зале и наблюдала наши репетиции, а у Самарцевой-младшей роль просто не шла. Пошли сплетни, склоки, неприятные разговоры. И я понял, что не могу работать в таком театре. Там, в основной своей части, остались предатели Дроздовой, которые раньше с ней целовались в дёсны, считались друзьями и сподвижниками. А сейчас с чужого голоса несут всякую чушь о Наталье Степановне. Мне безумно стыдно за Виктора Дмитриева, который приехал в Тольятти вместе с Дроздовыми одной командой, у них с Натальей Степановной были замечательно-дружеские и нежные отношения, а теперь народный артист «подыгрывает» администрации театра и охаивает Дроздову.

«Дилижанс»? Да, я раньше сотрудничал с ним, когда этот театр был в своём старом помещении – там была своя атмосфера и были творчески интересные люди. Которых уже там нет. И это – другой театр, не мой.

Для меня вообще в Тольятти нет других театров, кроме «Колеса». А нам, бывшим его работникам, кислород в городе постепенно перекрывают. Городу мы не нужны. Значит, надо уезжать туда, где можно будет играть и жить.

***

Последний спектакль, который мы отыграли, – «Игра любви и случая». Мы знали, что он будет последним, плакали после него, понимая, что больше этого в нашей жизни не будет. Ребята разбрелись кто куда: кто-то уехал, кто-то сменил профессию… А ведь это профессионалы, те, кто умел играть, и на них шли зрители. Планка в «Колесе» была поднята высоко, и после неё просто подпрыгивать на одном месте, отрабатывая зарплату, – это уже ниже плинтуса…

Галина Плотникова

Похожие темы:
Трава асфальт ломает…
Из ничего и будет ничего
Сегодня ломаем, а завтра развивать начнём
Хаос, хаос, хаос…

vesti
16.05.2013