Маэстро из татарских Выселок
В Казани в Национальной художественной галерее в конце августа открылась персональная выставка произведений Исмагила Халилуллова. Она приурочена к 90-летию со дня рождения известного художника. Кстати, нашего земляка.
Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан Исмагил Минтагирович Халилуллов родился в татарских Выселках 28 августа 1929 года. Из семи детей, родившихся в семье Минтагира и Шакири Халилулловых, в живых остался он один. Отец-фронтовик скончался от ран в 1950 году, мама умерла в Казани в 1971-м.
Исмагил с детства любил читать. Особенно сильное впечатление на него произвел эпос «Манас». «Я буквально бредил этой книгой, – вспоминал художник. – Бывало, начитаешься, убежишь за село, ляжешь в траву, закроешь глаза и слышишь стук копыт, гул конницы, звон сабель, свист стрел… Представляешь бескрайнюю степь и сказочных батыров…»
До войны отец художника с артелью земляков подрядился работать на рытье котлована под строительство Горьковского автозавода. На телегах, запряженных лошадьми, они вывозили выкопанную землю. Затем в Горький переехала и семья. Там Исмагил пошел в школу. Детская память сохранила некоторые события этого периода их жизни. «Помню, первые выборы в Верховный Совет СССР 1936 года. Тогда в клуб автозавода на встречу с избирателями приехал «железный нарком» Николай Ежов и летчик Валерий Чкалов. Меня, мальчишку, удивил небольшой рост Ежова и отсутствие у него «ежовых рукавиц», которыми на тогдашних плакатах он душил шпионов и вредителей в образе змей. Не в пример ему был Валерий Чкалов – летчик, красавец, герой…» – рассказывал художник. В начале войны отца призвали на фронт. Исмагил с матерью остались в Горьком. Жили в бараке рабочего поселка на окраине города, пережили голод, холод и вражеские авианалеты.
Но, несмотря на все трудности, любознательный мальчик учился, много читал. Любил ходить в городской художественный музей, часами разглядывая полотна старых мастеров, а в местном театре слушал оперные постановки с участием эвакуированных из Москвы артистов. Книги, картины, музыка, прекрасные голоса, чарующая обстановка театра и торжественная тишина музея не могли не оставить глубокий след в сердце юного Исмагила. Именно в Горьком у него созрело желание связать свою жизнь с искусством. После войны, вернувшись в Выселки, он твердо решил учиться на художника. Это решение, мягко говоря, не вызвало восторга у родных. В селе художество считалось баловством, а не серьезной мужской профессией. Но все же препятствовать Исмагилу не стали. Чтобы получить на руки паспорт, а тогда они хранились под замком в сельсовете, он пошел на хитрость. Заявил, что хочет выучиться на монтера и вернуться работать в родное село. Документ был получен. Вопрос, куда ехать, перед будущим художником не стоял. Конечно, в Горький!
Летом 1947 года Исмагил сел в Ставрополе-на-Волге на пароход до Горького. Но судьба внесла свою поправку в его путешествие. На пароходе он случайно познакомился с молодым человеком – студентом Казанского университета. Выяснив, куда и зачем едет его попутчик, парень удивился: «А зачем так далеко – в Горький? В Казани есть художественное училище. Всё ближе к дому!» И Исмагил решает сойти с парохода в незнакомом городе. По расспросам случайных прохожих он нашел художественное училище, сдал документы и выдержал нелегкие вступительные экзамены. В том году, после демобилизации, на гражданку хлынули истосковавшиеся по учебе фронтовики, поэтому конкурс был огромный. Но Исмагил, никогда не учившийся рисунку, выдержал его! Способного деревенского паренька заметил и поддержал директор училища, известный казанский художник, фронтовик Виктор Иванович Куделькин.
Студенческие годы пролетели быстро. Исмагил хорошо учился, занимался конькобежным спортом, проявил себя и в общественной работе – был секретарем комсомольской организации художественного училища. Кстати, комсомол помог ему встретить свою любовь. Однажды на районной отчетно-выборной конференции он познакомился с голубоглазой и белокурой красавицей Данией. Девушка работала на швейной фабрике «Динамо». После танцев под духовой оркестр Исмагил проводил ее до дома, а вот назначить свидание постеснялся. Но судьба, к счастью, через некоторое время вновь свела их. И на этот раз навсегда.
Первой картиной молодого художника, обратившей на себя внимание зрителей и коллег, было небольшое полотно «Крестьяне у больного Тукая» (1954). Полутемная, бедно обставленная комнатушка, на кровати полулежит смертельно больной поэт, рядом с ним несколько крестьян. По воспоминаниям современников, к Тукаю за несколько дней до кончины в номер гостиницы «Булгар» пришли земляки и о чем-то с ним долго разговаривали. Этот эпизод и лег в основу картины. Любопытно, что для фигуры поэта художнику позировала жена, которая в то время была беременна первенцем.
Уже в этой ранней работе проявились черты будущего неповторимого стиля живописца Исмагила Халилуллова, который критики определят как «суровый реализм»: сдержанно-сумрачная цветовая гамма, мастерская живопись, реалистическая манера, жесткая правда сюжета. Этот стиль он успешно разовьет в своих лучших работах – «Первенец» (1960), «Хозяева земли» (1968), «Отряд ушел» (1962) и многих других картинах. В то же время в его полотнах присутствует тончайший аромат национальной поэтики. Особо популярной у зрителей стала картина «Родные мои» (1964), на которой художник с любовью изобразил свою мать – Шакирю Минсафовну.
«В его живописи есть изумительные, ценнейшие находки, открытия, свидетельствующие о живом и богатом таланте, о тонкой интуиции художника, умеющего найти тактичное, убедительное, порой неожиданное живописное решение», – писала о творчестве Халилуллова известный московский критик Светлана Червонная.
Исмагил Халилуллов занял достойное место в плеяде художников, которые прославили искусство Татарстана. «Ваши картины принадлежат к лучшим произведениям татарской тематической живописи», – написал ему по случаю 75-летнего юбилея президент Татарстана Минтимер Шаймиев.
Художник всегда помнил о своих крестьянских корнях, часто вспоминал свою малую родину – татарские Выселки. «Мы – бритовские!» – с гордостью говорил он. Исмагил Минтагирович Халилуллов умер в марте 2009 года, не дожив несколько месяцев до своего 80-летия. Он прожил яркую творческую жизнь, оставив после себя множество картин, двух сыновей – известных татарстанских журналистов, внуков, а главное – доброе имя, вписанное в историю татарской живописи.
Анжелика Савчук