Когда полив дороже урожая: как решают проблему аграрии Ставропольского района
В Ставропольском районе обсудили, как найти золотую середину, позволяющую провести модернизацию оросительных систем за счет федеральных средств, и не допустить, чтобы сельхозпроизводители при использовании поливной воды ушли в минус.
Идёт модернизация
Россия обладает огромными запасами водных ресурсов и сельскохозяйственных земель. Но площадь орошаемых полей составляет всего 8%. Возможности и перспективы увеличения поливных площадей в Ставропольском районе рассмотрели сельхозпроизводители вместе с главой Вячеславом Киреевым, заместителем регионального минсельхоза Сергеем Акимовым и директором ФГБУ «Управление «Самарамелиоводхоз» Виктором Кашенковым.
В Самарский регион на модернизацию оросительных систем заводятся серьезные федеральные деньги. В Ставропольском районе начнется она с переоснащения насосной станции в Луначарском, которая качает воду из Волги в оросительные каналы. И главным эффектом от реконструкции должно стать увеличение поливных площадей, способствующих росту урожая. В районе, по данным Росреестра, более 20 тыс. га мелиорированных земель, но региональный минсельхоз «нашел» только 14 тыс. га. Где остальные?
Исключено из оборота около 6,5 тыс. гектаров – земли, которые оказались ниже уровня новой дороги «Обход Тольятти» ввиду их заболоченности, участки вдоль населенных пунктов, переведенные в категорию ИЖС (индивидуального жилищного строительства) и уже застроенные жилыми комплексами. В этом основное отличие нашего района от других, где поливные площади прирастают в обороте сельхозземель. По словам директора ФГБУ «Управление «Самарамелиоводхоз» Виктора Кашенкова, за пять лет площадь орошаемых земель в Самарской области увеличилась вдвое.
Что поливать будем?
Перед управлением сельского хозяйства поставлена задача – увеличить количество орошаемых земель к 2030 году. Об этом напомнила руководитель УСХ района Ирина Лукашевич. Однако сельхозпроизводители говорят, высокие тарифы на воду не позволяют им выращивать урожай с прибылью. Как быть? С одной стороны, без увеличения мелиорированных полей не будет вливания федеральных денег в восстановление систем орошения, с другой – сельхозпроизводителей никто силком не заставит поливать себе в убыток…
Аграрии рассказали, ряд культур по существующим тарифам воды для полива выращивать невозможно. На картошке и овощах не заработаешь – полив дорогой. Из-за этого количество площадей под овощи сокращается. Раньше одной моркови только засевали 180 га, сейчас сельхозпроизводители, владеющие 100 гектарами, «не вытаскивают» воду – она их загоняет в долги. Даже те, у кого тысячи гектаров, заходят в убыток. А кредиты нынче дорогие.
Глава района Вячеслав Киреев принял сторону аграриев:
– Нужно, чтобы и модернизация оросительных систем происходила, и собственники сами решали, поливать или нет. Плюс тарифы на воду нужно обсудить. Мы делали анализ по нашим сельхозпроизводителям, пришли к выводу: полив убыточен. А для нас каждый сельхозпроизводитель важен тем, что он людям платит зарплату и налоги отчисляет в местный бюджет, за счет которых мы развиваем социальную сферу в районе…
Полив компенсируют
Заместитель министра сельского хозяйства Самарской области Сергей Акимов подчеркнул, тарифы на воду не снизятся, а вот компенсация за полив будет. Как и в прошлом году – в сентябре, когда основных затрат по воде уже не будет.
– Давайте рассмотрим расходы на полив по каждой вашей культуре, – предложил замминистра, – чтобы мы знали, сколько для вас денег просить у регионального правительства в качестве компенсации.
На том и порешили.
– Мы с Ириной Лукашевич подготовим расчеты себестоимости поливной воды по трем разным хозяйствам: с большим количеством посевных площадей, средним и малым. Проведем анализ. И предложим, какую часть полива нужно компенсировать сельхозпроизводителям субсидиями, – подытожил Вячеслав Киреев.
—
Справка
Паспортная мощность жигулевской оросительной системы рассчитана на 17 тыс. га, тольяттинской – на 8 тыс. га. В настоящее время в тольяттинской системе не имеют внутрихозяйственных труб поля на площади 1 660 га, в жигулевской – на 3 379 га.
