Новости Ставропольского района Самарской области
Знаем мы – знаете вы!

Духовное возрождение Кирилловки

В 2019 году в селе начал действовать церковный приход.

Кирилловка находится на границе Самарской и Ульяновской областей. Уже много лет здесь нет православного храма. По стародавней традиции без храма село теряет свой статус и превращается в обычную деревню. Но жители не согласны с тем, что их село все чаще стали называть неперспективным. Сельские активисты решили бороться за его и свое будущее через возрождение духовной культуры.

Датой основания Кирилловки считается 1790 год. На старинных картах название написано несколько по-другому – Кириллово, а речка, рядом с которой стоит село, – Кирилловка. Первыми поселенцами были русские, татары, калмыки, мордва. Старожилы говорят, что дома рубили на месте из огромных корабельных сосен. Птицы и зверья в лесу было предостаточно. Занимались пчеловодством. В речке водилась рыба. На отвоеванной у леса земле выращивали рожь и пшеницу.

С момента образования Кирилловка не имела статуса села. Деревня относилась к приходу ташлинской церкви. В 1839 году была освящена и открыта своя деревянная двухпрестольная церковь во имя Святой Троицы и апостола Якова Алфеева на 500 человек, с колокольней. С открытием церкви Кирилловка стала селом.

Предположительно первым священником был Иоанис Соловьев. После его смерти, в 1852 году, сюда был назначен Александр Соловьев, окончивший богословский курс в Симбирской семинарии. Согласно метрическим книгам, в Кирилловке в 1855 году числилось 193 двора, 774 души мужского пола и 1009 женского.

Быстрому росту села способствовало то, что оно находилось на тракте Оренбург-Симбирск. Здесь были постоялый двор, трактир (питейное заведение), кузница, водяные и ветряные мельницы.

В 1894 году в селе открылась церковно-приходская школа смешанного типа: для мальчиков и девочек. Кирпичное здание школы сохранилось до сих пор. В годы советской власти в разное время здесь были клуб, библиотека. В настоящее время здание используется как магазин.

В 1912 году жители Кирилловки приняли решение о строительстве кирпичного храма. Был составлен проект. Выкопали котлован и стали подводами завозить бутовый камень для фундамента, собирали яйца с крестьянских дворов для раствора, сделали фундамент и начали класть кирпич. Успели поднять стены на полтора метра. Но начавшаяся в 1914 году Первая мировая война сорвала планы строительства новой церкви. Крестьянские семьи обеднели, и средств на дальнейшее возведение храма не стало.

В марте 1918 года в селе была установлена советская власть. Церковь была закрыта, а священники подверглись гонениям. Здание храма перешло колхозу и использовалось для хранения зерна. Последним священником был Спиридон Тимофеевич Ишмаев.

В настоящее время в Кирилловке проживает потомок Спиридона Тимофеевича – Петр Дмитриевич Ишмаев с женой Екатериной Ивановной. Они хранят семейные реликвии – Евангелие и церковный крест, некогда принадлежащие своему предку, пострадавшему за веру. Вместе с представителем сельского общественного совета Ольгой Александровной Некрасовой мы побывали у них в гостях. И вот что нам рассказал внучатый племянник борца за веру Петр Дмитриевич: «Священник Ишмаев Спиридон Тимофеевич был родным братом моего дедушки Петра Тимофеевича. Родился он в 1888 году. С детских лет Спиридон, по рассказам моей бабушки Пелагеи, проявлял особый интерес к таинствам церковных богослужений. С успехом окончил церковно-приходскую школу. Уже подростком Спиринька, так его называли в семье, прислуживал в храме. С 1915 года служил псаломщиком в местной церкви. Потом учился в Самаре в духовной семинарии. С 1921 года стал священником. Советская власть его деятельность не жаловала. Первый раз он был арестован в Русском Мелекесе. После закрытия там церкви Спиридон приехал в Кирилловку. Брат Петр убеждал его не совершать религиозные обряды. Но Спиридон продолжал крестить младенцев и отпевать умерших односельчан. В голодный год Спиридон вместе с братом Петром собрали пожитки и с семьями уехали в Сибирь. Через несколько лет Спиридон вернулся на родину один. Как рассказывала бабушка, дети Спиридона Филипп и Анатолий побирались, чтобы выжить, и однажды случайно встретились со своим дедом Матвеем по линии матери, который еще раньше был сослан в Сибирь. Дед их и приютил. Потом усыновил и дал им свою фамилию Вершинин».

Петр Дмитриевич и Екатерина Ивановна Ишмаевы.

В 1931 году Спиридон Тимофеевич был снова арестован, лишен избирательных прав и осужден тройкой ПП ОГПУ по Средне-Волжскому краю к ссылке на три года. В 1933 году вернулся и продолжил свою миссионерскую деятельность в селе Кобельма (сегодня село Калиновка) Елховского района. Родственники уговаривали Спиридона Тимофеевича прекратить религиозную деятельность, убеждая его, что это добром не кончится. Но он не мог отказать сельчанам, которые приходили к нему даже из соседних сел и просили окрестить младенцев, отпеть умерших или благословить на какое-то дело. Все это он совершал тайно. Активно собирал подписи для открытия храма в селе Кобельма и начал проводить там службы. Он говорил: «Меня советская власть притесняет как священника и не дает мне служить, но я как священник, пастырь должен спасать народ, стоять, как столп света от земли до неба, буду организовывать народ, помогать ему и просвещать людей Духом Божиим». В 1937 году Спиридон Тимофеевич был вновь арестован. Его обвинили в антисоветской деятельности. Приговорили к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 20 августа 1937 года в Ульяновске.

8 июля 1989 года Куйбышевской областной прокуратурой Спиридон Тимофеевич Ишмаев был реабилитирован. Он причислен к новомученикам и исповедникам Русской православной церкви 20-го века.

Церковь была разрушена. Жительница Кирилловки Л.И. Сандальнова вспоминает: «Мне было лет семь, когда ломали церковь. Мы смотрели из школьных окон. Молодой парень на тракторе тросом стаскивал с церкви купол. Креста там уже не было. Год это был, наверное, 1956-й. Еще помню: когда мы с мамой грузили хлеб, а церковь использовалась как зерносклад, я всегда любовалась на сохранившиеся росписи внутри купола и на стенах храма».

 Впоследствии из церковных бревен был сделан зерносклад на колхозном току, который после перестройки сохранился до сих пор. А верующие жители разобрали по домам церковную утварь и иконы на сохранение до лучших времен.

В 2019 году по инициативе жителей села здесь вновь начал действовать церковный приход. Предприятие «Благовещенское Агро» безвозмездно передало верующим здание бывшей колхозной столовой, и с помощью спонсоров и добровольных помощников оно постепенно превращается в благоустроенное место, где жители села и его гости могут проводить религиозные обряды.

Вот что рассказывает член совета православного прихода в селе Кирилловка Наталья Бамбурова: «Все началось с иконы Николая Угодника. После смерти наших родственников Владимира Ларионовича и Людмилы Алексеевны Бамбуровых у них осталась старинная икона. Их дочь Светлана передала ее нам. Дома, рассматривая икону, мы увидели табличку: «Сообществу крестьян села Кирилловка в честь трехсотлетия дома Романовых. 1913 год». Тогда и пришли к мысли, что икона не должна находиться в чьем-то доме. Она принадлежит всем верующим села». Позднее был найден крест, стоявший на центральном куполе разрушенной церкви, он был выкован местными потомственными кузнецами Зиниными.

Вот так постепенно в Кирилловке возрождается духовная культура, а значит, село будет жить и развиваться с Божией помощью.

Кирилловцы поставили перед собой цель – построить новый храм на месте, где раньше стояла сельская церковь. Вера их крепка.

Александр Мальчиков

vesti
19.11.2019