Новости Ставропольского района Самарской области
Знаем мы – знаете вы!

«Воскресенье» возвращает к жизни

04_vosk1[1]

Вдали от шума городского, под сенью берёз разместился в Фёдоровке центр «Воскресенье». На первый взгляд – то ли сельское подворье с лошадьми и курами, то ли образцовый детский садик с клумбами и качелями. На самом деле в этом облицованном белом домике обитают те, кто ещё недавно не мог прожить без алкоголя или наркотиков. Те, кто добровольно решил подняться со дна, куда их привела пагубная зависимость…

Подняться со дна

Юля, 33 года. Чёрные глаза, ямочки на щеках, лукавые хвостики на голове, фигурка подростка. В центре «Воскресенье» уже шестой месяц. Рассказывает:

– В 18 лет я первый раз попробовала героин. До этого курила анашу, марихуану, план. Нет, семья у нас полная: мама, папа, я. Вокруг меня в семье всё и вертелось. Эгоистка, чего уж там… С героином познакомилась на даче у подружки, праздновали что-то с мальчишками. Мне предложили «занюхать». Ну, через нос вдохнуть, как в кино показывают. Первые впечатления были ужасные – два дня провалялась на этой даче с тошнотой, ужасно кружилась голова, я не понимала, что со мной происходит. За мной приехали родители, и мне было стыдно показаться им на глаза…

Прошло время, мне в компании предложили уколоться. Укололась. Понравилось. Сначала угощали добрые ребята, потом, конечно, пришлось платить за дозы. Тошноты уже не было, был кайф – состояние полёта, раскрепощённости, ничего не боишься, всех любишь и много-много энергии, которую не знаешь, куда девать. Короче, с 18 до 30 я сидела на героине. Потом он в городе пропал, пришлось искать заменители…

Нас психолог в центре спрашивает: «Как ты дошёл до дна?» Так вот, я дошла до дна, когда начала колоться смесью из всяких таблеток, поймала «крокодила». До него я хоть как-то себя контролировала, умудрилась окончить техникум по специальности «товаровед». В 2000-м вышла замуж, через два года развелась. Причиной развода стали наркотики. Жила от зарплаты до зарплаты с одной мечтой: дадут деньги – уколюсь. Потом начала колоться чаще и чаще, уже не могла жить без этого. Денег стало не хватать. Занимала, всё своё золото отнесла в ломбард, из дома много чего вынесла. Начались кумары: ломало и крутило так, что свет белый был не мил. Пошли конфликты с родителями, меня они бесили своими наставлениями и заботой обо мне…

«Крокодил» меня добил. Ушла с работы, потому что не могла даже встать с кровати, если не уколюсь. Каждый день одна и та же мысль: я не хочу жить. Это не жизнь, а сплошное чёрное пятно, ад. Вот это было для меня дном. И встал вопрос: или я покончу с собой, или что-то сделаю со своей проблемой. И я пошла в наркологический диспансер на улице Победы. Лежала там 21 день, со мной говорили психологи. Благодаря им я поняла, что если выйду отсюда, то не смогу удержаться. И дорога у меня одна – в реабилитационный центр «Воскресенье». Я тут уже пять месяцев и не жалею об этом – я начала жить…

Правильно говорят: наркоман должен быть не усталым, не злым и не голодным. Здесь, в центре, всё для этого создано, хотя мы сами готовим, убираемся, ухаживаем за лошадьми, сейчас вот убираем листву, готова к рассаде теплица.

– Юль, у тебя прорезался интерес к чему-то конкретному?

– Ну, готовить я всегда любила, и убираться не в тягость. Но не это главное. Главное – у меня начал меняться характер. Раньше я промолчать не могла, обязательно вылезала со своим мнением. Теперь сто раз подумаю, прежде чем вступать в полемику. Научилась себя контролировать. Но мне предстоит ещё многое преодолеть и после ухода из центра, найти единомышленников, которые ушли от наркозависимости. Поверьте, я не хочу возвращаться в тот ад. Не хочу…

Таких, как Юля, через реабилитационный центр «Воскресенье» прошло более 370 человек. Стены в его столовой увешаны плакатами. На одной – большая деревянная пирамидальная доска с именами всех пациентов, которые побывали в «Воскресенье» за 15 лет его работы. Чёрным обведены имена тех, кто вернулся к наркотикам или умер. Их совсем немного: без наркотиков живут примерно 70% прошедших полный курс реабилитации. Многие регулярно приезжают в центр, чтобы пообщаться и поддержать тех, кто только начал свой длинный путь к нормальной жизни.

Первый в России

Центр «Воскресенье» 15 лет назад стал первым в России местом, где стали использовать новые наработки по реабилитации наркоманов. И с первых дней руководил им Сергей Михайлов, ныне главный врач наркологического диспансера Тольятти, кандидат медицинских наук. Он и рассказал о целях и задачах центра:

– Главное – восстановить социальный статус пациента на основе раскрытия и развития его интеллектуального, нравственного, эмоционального и творческого потенциала. Конечная цель реабилитации – возвращение пациента к жизни в обществе на основе отказа от употребления психоактивных веществ.

В состав реабилитационной команды «Воскресенья» входят квалифицированные специалисты, имеющие сертификаты и прошедшие соответствующую подготовку. В команде работают:
– психиатр-нарколог;
– психотерапевт;
– арт-терапевт;
– психолог;
– специалист по социальной работе;
– социальный работник;
– консультант из сообществ АА и АН.

– Программа стационарной реабилитации по срокам относится к среднесрочным. Это шесть месяцев, – говорит Михайлов. – В РЦ «Воскресенье» существует 6 уровней иерархии, каждый из которых соответствует определённому месяцу пребывания в центре. В процессе прохождения каждого уровня у пациента проходят периоды адаптации, полной вовлечённости в жизнь терапевтического сообщества и подготовке к жизни за пределами сообщества. Постепенно растёт уровень навыков трезвости и личных достижений, происходит плавное безопасное расширение режима и налаживание контактов со значимым здоровым социальным окружением.

После завершения программы интенсивной реабилитации пациент включается в программу реабилитации поддерживающей. Она направлена на усиление мотивов личностного и социального роста, на профилактику срывов и рецидивов заболевания – амбулаторно. Всем пациентам рекомендуется участие в сообществах «Анонимные наркоманы» и «Анонимные алкоголики».

По словам Михайлова, психологические проблемы у реабилитантов одинаковые: «У всех, кто стал употреблять наркотики, были проблемы в отношениях с родителями: либо его чрезмерно контролировали, либо им вообще не интересовались. Соответственно, он стал тянуться к друзьям, а потом пришёл к наркотикам».

— Чтобы выздоровление шло успешно, нужно быть постоянно занятым. «Ребята занимаются с психологами, посещают тренажёрный зал, – продолжает Михайлов. – К тому же у нас нет обслуживающего персонала. Приготовление еды, уборка, стирка – всё это реабилитанты делают самостоятельно».

Ребята здесь (сейчас в центре 14 парней и 8 девушек) полностью свободны – в центре нет охраны, наручников и прочих атрибутов из фильмов ужасов. При желании любой может покинуть учреждение. О своём решении он заявляет на общем собрании, это обсуждается. Затем человеку даётся два дня, чтобы подумать, а не идти на поводу импульсивного решения. К счастью, большинство в итоге остаются.

Специалисты центра «Воскресенье» называют своих подопечных «большими детками». «Они только с виду взрослые, – рассуждает врач. – А психологически остались в том возрасте, в котором начали принимать наркотики».

– Мы совместили и 12-шаговую программу, и различные другие психотерапевтические методики, – продолжает Сергей Владимирович. – За полгода реабилитации человек учится жить без наркотиков: рано просыпаться, заниматься повседневными делами. Мы постоянно ориентируем его на то, что шесть месяцев обычной жизни – лишь малая часть того большого пути, который ему предстоит пройти. Я всегда говорю пациентам: «Перед тем как ложиться спать, думайте о планах на завтрашний день. Во сколько вы встанете, что конкретно будете делать. Думайте о том, что проживёте ещё один день без наркотиков. И тогда даже во сне вы будете выздоравливать». Сложность работы с пациентом зависит от срока его наркотизации. Ведь в процессе употребления человек становится социально не адаптирован, снижаются его интеллектуальные способности. Вообще, наш среднестатистический пациент – это мужчина 24-25 лет. Начал употреблять в возрасте 10-15 лет. К настоящему времени неоднократно судим, не имеет работы и семьи. То есть это человек, у которого очень большие проблемы. Хочу также отметить, что сейчас стало больше пациентов, зависимых не от героина, а от психостимуляторов. Таких сложнее удержать от употребления.
Сейчас существует множество различных реабилитационных центров, самых разных. Часть из них – с религиозным уклоном. Там заявляют о том, что их пациенты выздоравливают. Но, на мой взгляд, они просто из одной зависимости попадают в другую. Ведь пациентам внушают, что только внутри их сообщества они могут быть в безопасности. Есть центры, где пациента изолируют, чтобы исключить возможность употребления наркотиков. Это малоэффективно. И, наконец, есть такие, в которых оказывают услуги по медицинской реабилитации. К таковым и относится «Воскресенье». Здесь пациентов никто не держит насильно.

Прежде чем попасть в «Воскресенье», минимум три недели наркоману необходимо отлежать в стационаре – чтобы снять острое состояние «ломки». Многие на этом и заканчивают свою «реабилитацию», мол, я здоров, пошёл работать. Но практически все они возвращаются к прошлой жизни. Одни — в день выхода из наркологии, другие — спустя неделю-месяц. И только те, кто опустился до самого дна, понимают: три недели в наркологии – это ничтожно мало. Только те, кто потерял семью, работу, влез в бешеные долги, воровал, спал на улице, кого пинали, унижали и ненавидели — только они попадают в Фёдоровку. Потому что больше не могут так жить. Сил нет. И в эти шесть месяцев, что проводят наркоманы в центре «Воскресенье», их осторожно готовят к новой жизни. Чтобы, выйдя оттуда, они смогли самостотельно бороться с зависимостью. У многих бывших пациентов «Воскресенья» это получается. Тьфу-тьфу-тьфу.

…Тем, чьи семьи посетила беда, хочется дать совет. Не ждите, что кто-то придёт и поможет. Или что человек сам бросит наркотики раз и навсегда. Помогите ему сделать первый шаг. Дорогу осилит лишь идущий…

Адрес и телефон реабилитационного центра «Воскресенье»:
Пос. Фёдоровка, пер. Лобачевского, 13.
Тел.: (8482) 97-78-66.

Похожие темы:
Сергей Михайлов: Не ищите ложных путей. Идите к врачу
Сергей Михайлов: Спайс – прямая дорога к потере ума
Не оставляйте их одних…

vesti
18.04.2013