Новости Ставропольского района Самарской области
Знаем мы – знаете вы!

Там лес и дол видений полны…

Можете спорить, дорогие читатели, но всё-таки есть на Самарской Луке какая-то необъяснимая сила, которая побуждает местных жителей измышлять огромное количество волшебных персонажей и фантастических сюжетов. Одни из них так или иначе перекликаются с общеизвестными фольклорными мотивами, но определенная часть совершенно уникальна. Про шишиг и прочих лесных духов мы уже говорили. А вот, к примеру, летающие огненные шары – пока что непостижимая загадка. И, судя по всему, появилась она не вчера, а давным-давно.

«Лятун сильнее черта»

Начнем с того, что самаролукские мокшане и чуваши, которые за свою историю успели побывать и язычниками, и христианами, и атеистами, буквально до последних десятилетий верили в божество по имени Кереметь. (А кто-то не утратил эту веру до сих пор.)  Точнее, в него верили все поволжские народы, но только на Самарской Луке жители давали ему описание: «шар большущий, светлый» или же «змей огненный, а хвост у него синий-синий». Пол божества фольклористам определить не удалось, но кто-то из сказителей обмолвился: «леса у нас густые, как матушка-Кереметь». Слышали? Матушка! Стало быть, Кереметь – богиня? Вполне возможно, сохранившаяся еще с первобытных матриархальных времен.

Так или иначе, Кереметь – божество суровое и грозное, способное покарать за недостойное поведение. К примеру, наслать паралич на обе руки. Чтобы не протягивали их куда не надо. Его (или ее) можно задобрить, если прийти всем селом к большому дуплистому вязу или дубу, помолиться и принести жертву. Нет, никого резать не надо. В прошлые времена, правда, божеству жертвовали бычка, но со временем ограничились кашей, яйцами и еще чем-нибудь попроще. Места, где росли священные деревья, самаролукцам хорошо известны. Два вяза когда-то шелестели листьями на территории села Бахилово. У них были даже собственные имена – Верьтезь и Алатезь (то есть Верхний и Нижний). Деревьев уже давно нет, но местные старушки по секрету покажут вам места, где они стояли. А на Большом Бахиловском Поле растет «священный» боярышник. Точнее, священным был когда-то дуб, который рос по соседству. Со временем он состарился и засох, но жители, видимо, посчитали, что намоленное место не потеряло своей силы, и просто перенесли обряды на ближайшего соседа дуба – боярышник. Впервые мы в этом убедились еще в 90-е годы, когда навестили Бахиловское Поле и увидели, что на ветках боярышника повязаны холщовые ленты, а вокруг растет роскошнейшая, сочная, густая крапива – верный признак органики. Не пожалели, видно, верующие подношений.

Удивительно, но огненные шары известны на Луке и под другими именами – Эйвсь, Лятун. Их боятся и связывают со смертью. Сказительница Ефимия Казаева из села Шелехметь считает, что в огненный шар «колдуны и колдунки превращались. На кого зло имеют, с тем и озоровали. Узнает колдун, что они в город едут, выйдет на дорогу, поднимется с земли и летает. Сам огненный весь, искры летят от него, волоса страшенные, руки-ноги заметны, а не видно – человек это или не человек… сядет на лошадь, лошадь упадет и сдохнет». «Как у кого-нибудь кто-нибудь умрет, так ночью огненный шар прилетает. Об угол ударяется. Обязательно в красный угол, где иконы», – рассказал краеведу Юрию Рощевскому житель села Малая Рязань Василий Радаев. А Екатерина Шадрина из Соснового Солонца сообщила, что «Лятун сильнее черта… Те, кто его видели, уже померли. Лятун может ушибить».

Как стать атаманом, или Опасные встречи

Карка – еще один загадочный персонаж жигулевского фольклора. В нем он предстает то могучим великаном-богатырем, то старым гномом-волшебником. Бытовал на Луке даже цикл сказок, где Карка-богатырь помогает Иван-царевичу в его странствиях и приключениях. Но откуда взялся этот карлик-богатырь? Происхождение имени Карка вводит фольклористов в отчаяние. Ни в одном из языков местных народностей ничего подобного нет. Вполне возможно, что этот персонаж настолько архаичен, что теперь уже не установить, кто его придумал. Или встречал.  Единственное, что более-менее определенно, это место обитания Карки. Молодецкий курган. Что ж, вполне логично.

А вот место обитания другого персонажа – Волкодира – неизвестно. И как он выглядит – тоже не очень ясно. «Чудище» – и всё тут. Хотя по имени можно догадаться, что это существо могучее, грозное и агрессивное. Может даже с волком справиться. Есть, правда, некоторые сведения, что Волкодир похож на огромную черную собаку, но это неточно. Зато известно, что он обладает сверхъестественными способностями – хранит в своем брюхе волшебный камень. Если этот камень лизнуть – можно получить доступ ко всей ноосфере (проще говоря, «узнать всё на свете»). Именно так и поступил в свое время, как рассказывают легенды, незабвенный Степан Разин. Победил Волкодира, нашел в его кишках камень, вышел на новый уровень и стал атаманом.  О том, кто надоумил знаменитого разбойника облизать находку, легенда умалчивает.

Понятно, что встреча с огромным мощным врагом опасна, но не менее опасны и враги, маскирующиеся под мелкие сущности, – моргулютки. Так на Луке называют бесенят или чертенят. Рассказывают, что моргулюток можно победить с помощью цветка папоротника, а затем заставить работать на себя. Но здесь важно трезво оценить свои возможности: не справишься с работничками – будут большие неприятности.  Один мельник, как гласит легенда, заваливал их бесконечной работой: заставлял песок считать, морскую воду перемеривать – только так и спасался. Пока у него цветок не украли.

И телегу, и быка, и кривого мясника…

Среди волшебных существ самаролукского фольклора есть и свои «артефакты» – их якобы сотворили человеческие руки. Это деревянный орел, железный волк и глиняный человек. И если сюжет сказки о деревянном орле известен еще из средневековой Индии (остается только узнать, какими путями он попал к жигулевским сказителям), то железный волк и глиняный обжора Там-Адя – персонажи «эндемичные». Их объединяет одна идея: опасайтесь идти против природы. Даже из благих побуждений.

Рассказывают, что железного волка сделали по приказу некоего царевича и царевны. Им скучно стало, вот они и решили себя развлечь «роботом». Однако вскоре железное чудище им так надоело, что скучающие «мажоры» попросту сбежали от него.

Парня из глины вылепила себе бездетная пара из чувашского села – такой вот сюжет наподобие русской «Снегурочки», только не про дочку, а про сынка. Но, увы, глиняный гомункул получился агрессивным и ненасытным – в прямом смысле. После того как Там-Адя сожрал в доме всё вплоть до горшков и ведер, а потом двинулся на улицу и принялся за лошадей с телегами и возчиками, родители «отказались от него». Их можно понять, но осталось неясным – каким образом агрессора всё же остановили.

Можно еще рассказать про Ягу-Ягишную, волка с медным лбом, колдуна по прозвищу Карачун, бабку на метле, косяк оборотней, но лучше откройте книгу Юрия Рощевского «Народная проза Самарской Луки» и прочитайте о них со всеми подробностями. А потом лично посетите упомянутые места на Самарской Луке. Вдруг вашими стараниями появятся новые сюжеты.

Лидия Любославова

vesti
16.07.2024