Бывший сельский почтальон о службе: «Продавала душу и тушенку»
Бывший начальник отделения связи откровенно назвала причины, по которым почтальоны России массово бегут с работы, крестясь: «Слава Богу, отмучились!» Такого не было ни в годы Великой Отечественной войны, ни в лихие и нищие девяностые.
Дерзкие, как пуля
После того, как в Брусянах с громким скандалом закрыли почту (см. №85 газеты «Ставрополь-на-Волге» от 17 ноября), еще как минимум два крупных населенных пункта нашего района с населением около 1 500 человек остались без почтальонов. Если в Подстепках, Тимофеевке, Узюково, Приморском, Рассвете сотрудников катастрофически не хватает, то отделения связи в Ташле и Кирилловке под угрозой окончательного закрытия. Работать там некому. Даже с учетом, что найти на селе круглогодичную и стабильную работу не так просто, как в большом городе, желающих стать членами «дружной команды АО «Почта России» нет совсем. Последние почтальоны в обоих селах уволились со словами: «И слава Богу! Наконец-то отмучились…»
Показательный факт: людей не напугала перспектива безработицы. По их словам, лучше сидеть дома, чем под флагом «Почты России» заниматься «сетевым маркетингом» и терпеть неуважительное – и это мягко выражаясь! – отношение начальства.
К слову, почтовые пункты в обоих селах открылись около 140 лет назад, в конце XIX века. И не прекращали работу ни в смутные дни революции, ни в тяжелые годы Великой Отечественной войны, ни в лихие и нищие 1990-е.
С теми же, как и у почтальонов, словами и мыслями отделение связи в Кирилловке не так давно покинула и его заведующая Татьяна Напалкова. Жители, которые сейчас с большими перебоями получают пенсии, пособия, районную газету, важные уведомления, квитанции и посылки, с пониманием отнеслись к решению односельчан.
Татьяна Николаевна – уважаемый в селе человек и многодетная мама. Сейчас ждет возвращения со специальной военной операции сына-героя и прямо назвала «Ставрополю-на-Волге» причины ухода:
– Дерзкое, без малейшей толики уважения, отношение начальников и спущенный ими план по продажам. Мы торговали продуктами, другими товарами, страховали жилье и так далее. Сделать выручку очень трудно, население у нас небогатое. И если – вдруг! – по октябрю план выполнен, на ноябрь его повышали плюс-минус в полтора раза. Допустим, почтальон сделал и эту сумму, в следующем месяце требовали еще больше. И так бесконечно, потолка не существует. Не выполнил план – цифры сохранялись на том же высоком уровне, их не снижали. А чтобы продать весь месячный объем тушенки и макарон, надо сначала продать душу, поверьте.
В какой-то момент Напалкова перестала понимать, кто она в первую очередь. Человек с наиважнейшей социальной функцией, который обеспечивает доступную почтовую связь, гарантированную государством любому гражданину, либо торговый представитель и борец за прибыль компании. То же, по личному мнению Татьяны Николаевны, произошло и с обоими уволившимися почтальонами:
– Сначала ушла я, затем они. Точно по тем же, думаю, соображениям. Ответственные, порядочные, отзывчивые сотрудники не выдержали этой гонки за выручкой. Каждый отработал не один год, жалоб от граждан, насколько знаю, не было, только благодарности. Как почтальоны они делали намного больше, чем прописано в должностной инструкции, учитывали просьбы и пожелания односельчан. Как торговцы – намного меньше, чем требовала компания. И вся эта гонка за продажами шла на фоне унизительного отношения со стороны руководства. По-человечески с нами никто не считался, даже разговаривали таким тоном, что… Хотя, казалось бы, должно быть наоборот, если они заинтересованы.
Продажное лето 23-го
По предположению бывшей заведующей отделением связи, последней каплей терпения почтальонов стало очередное и резкое, как никогда, повышение плана:
– Это случилось летом 2023 года. До августа еще как-то тянули лямку, держались за работу. Повторюсь, не один год люди отдали почтовой службе. Просто жалели ни в чем не виноватых жителей Кирилловки, прежде всего инвалидов и пенсионеров. Даже начальников оправдывали, эдакий стокгольмский синдром. Но всему есть предел, и кто-то из руководителей в тот момент переступил красную черту…
Кстати, именно летом в поселке Приморский, как мы рассказывали в №84 от 14 ноября, тоже уволилась бессменный почтальон. По слухам, там в отделении связи возникла аналогичная ситуация. Местные с большим трудом уговорили женщину вернуться, хотя нагрузка у нее настолько велика, что нашу газету, как и другую корреспонденцию, приморцы, включая 89-летнего соратника великого конструктора Королёва и 91-летнюю дочь матроса крейсера «Аврора», не получали неделями.
В августе количество телефонных и письменных жалоб от подписчиков в редакцию удвоилось, в сентябре – утроилось, с октября эта прогрессия превратилась в геометрическую.
Напомним, тогда же, летом, в АО «Почта России» завершился очередной этап глобальной реформы. «Мы реализуем несколько очень интересных подходов, как сократить убыток. И чтобы качество услуг не пострадало. Там, где были жалобы, добавим, а там, где люди хорошо отзывались, сохраним. Уже осенью ждем первых результатов», – рассказал на пресс-конференции в Москве генеральный директор акционерного общества Михаил Волков.
Вместе с тем акционерное общество обнародовало сумму своего фискального долга. По итогам 2022 года цифры впечатляют – около 27 миллиардов рублей. А плюс еще 6 миллиардов – только за первое полугодие текущего года.
Совпало ли по времени то самое резкое – неподъемное для почтальонов – повышение плана продаж, о котором говорила Татьяна Напалкова, с перечисленными выше событиями минувшего лета? Ответ, кажется, на поверхности…
Василий Лаптев