Новости Ставропольского района Самарской области
Знаем мы – знаете вы!

Депутаты вступили в борьбу за тольяттинский лес

03_1814

Нынешнее лето обещает быть жарким. И поскольку никому не хотелось бы повторения трагедии с лесными пожарами, которая случилась в 2010 году, депутаты взяли на контроль обеспечение пожарной безопасности.

Данный вопрос рассматривался на одном из заседаний думы. И, похоже, не зря. В Тольятти уже произошло три серьезных возгорания в лесных кварталах из-за сжигания порубочных остатков организациями, которые занимаются утилизацией сгоревшего леса. С 2010 года прошло несколько лет, но, как рассказал начальник 31 ОФПС Вячеслав Чугунов, никак не удается добиться, чтобы утилизаторы выполняли мероприятия по пожарной безопасности. Тем более сейчас, когда введен особый противопожарный режим и любые отжиги в принципе запрещены.

Однако подрядчики на запреты смотрят сквозь пальцы, стараются выполнить работу быстрее, оттого качество исполнения – отвратительное. Депутаты который год твердят, что отжиг порубочных остатков нужно запретить, не включать этот вид утилизации в договоры с подрядчиками. Но в министерстве лесного хозяйства, природопользования и окружающей среды их словно не слышат. Придерживаются старой практики. Более того, на заседании тольяттинской думы представитель министерства Владимир Самаркин посетовал: вот, мол, во время 3-5 классов пожароопасности сжигать порубочные остатки нельзя, но к августу земельные участки, где собираются сажать деревья, должны быть очищены… Однако тольяттинские депутаты согласия на отжиг не дали. Михаил Носорев жестко заявил: «Задымление негативно влияет на здоровье. Людям дышать нечем. Представьте, каково астматикам! Спасать лес надо, но гробить горожан нельзя. Надо применять новые технологии утилизации, а не сжигать или, если сжигать, то вывозить порубочные остатки подальше от города. Даже если это будет стоить дороже».

При уборке сухостоя после пожаров 2010 года возникла идея купить рубильные машины, перерабатывающие древесину в щепу, и обязать подрядчиков пользоваться её услугами. Но по действующим контрактам лесозаготовители имеют полное право сжигать порубочные остатки. Внести изменения в контракты на уровне города невозможно, так как заключает их Минлес.

Ситуация сейчас такова, что, случись пожар, его и тушить-то будет нечем. В наших лесах в 2012 году было построено четыре искусственных водоема, которые предполагается использовать для тушения огня. Но они до сих пор не сданы в эксплуатацию: два из них не держат воду, третий заполнен на 60 процентов, четвертый – на 30. Есть подозрение, что и тут имеются протечки. К одному резервуару нельзя подъехать: размеры площадки для установки пожарной техники меньше, чем необходимо. Расположение еще одного не соответствует требованиям по ширине. Стволы упавших деревьев мешают беспрепятственному движению техники. В министерстве лесного хозяйства пояснили, что исполнитель работ по устройству водоемов не выполняет судебных решений. Он пропал. Поэтому было решено в текущем году выделить средства на ремонт трех водоемов и на то, чтобы обеспечить к ним подъезд. Работы начнутся после проведения аукциона, и в министерстве надеются, что в августе они завершатся. Председатель думы Дмитрий Микель при этом отметил: «Очень своевременно… С момента начала пожароопасного периода прошел уже месяц, а к действиям по проведению аукционов только еще приступают. Очевидно, что межведомственное взаимодействие дает сбои».

Дальнейшее обсуждение вопроса только доказало, что он прав. Пожарные, например, считают, что мониторы, с помощью которых отслеживается ситуация в лесах с 13 камер, целесообразнее устанавливать на едином диспетчерском пункте, а не в ситуационном центре. Отследить и оперативно отреагировать на возгорания людям, не обученным этому, а просто констатирующим происшествие, достаточно тяжело. Но чиновники уверены, что это не так. И ничего менять не надо… Кадры, показанные на заседании думы, продемонстрировали, что лес завален валежником. До сих пор фактически ничего не сделано для его расчистки. Между тем именно валежник способствует возникновению самого страшного вида пожара – верхового, в огне которого, как правило, и погибает наибольшее количество деревьев. Создается впечатление, что мэрия и минлесхоз кивают друг на друга, а по факту ответственного за уборку леса нет. Наверное, поэтому нет и достойного результата. Опашка леса тоже идет ни шатко ни валко. Пока что, как констатировали на заседании, минерализованные полосы сделаны лишь на 33%. Так что призыв депутатов наконец-то наладить мэрии и минлесхозу и другим ответственным лицам конструктивное взаимодействие прозвучал весьма актуально.

Вопрос по сохранению леса сейчас один из самых острых. Но все, что пока делается в этом направлении, вызывает массу претензий. Например, до сих пор Управлением МЧС по Самарской области не согласован разработанный мэрией план тушения лесных пожаров на территории города в пожароопасный период. Раньше вопросов по нему не было, но в текущем году план уже три раза возвращали с замечаниями. Другой пример: ОДН по Тольятти и Ставропольскому району жалуется, что не может добиться от департамента общественной безопасности мэрии и Центра гражданской защиты предоставления информации, подтверждающей, что работа по патрулированию и ограничению передвижений по лесу в настоящий момент проводится централизованно. Сотрудники ОДН констатируют, что передвижение лесовозов происходит хаотично, не определены маршруты, не определено количество транспорта, который имеет право заезжать и проводить действия на территории леса. В департаменте, напротив, уверяют, что с патрулированием все нормально. Но информацию между тем не предоставляют…

Остается надеяться, что бурные дискуссии прошедшего заседания думы подстегнут должностных лиц к более ответственному исполнению своих обязанностей. Депутаты разработали ряд рекомендаций, чтобы принудить чиновников принять исчерпывающие меры по обеспечению пожарной безопасности в городских лесах. А также ввиду сложившейся чрезвычайной ситуации подготовили в адрес главы региона Николая Меркушкина обращение, в котором поднимают вопрос о распределении полномочий в организации мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Елена Харченко

vesti
19.06.2014