Новости Ставропольского района Самарской области
Знаем мы – знаете вы!

КСП: «Живая вода» осваивала бюджетные деньги с нарушениями

КСП: "Живая вода" осваивала бюджетные деньги с нарушениями

Проверка контрольно-счетной палаты выявила нарушения в использовании денег, выделяемых из городского бюджета социальному центру «Живая вода». Однако результаты аудита вызвали резкое неприятие у проверяемых, и они обратились в суд с требованием признать итоги ревизии недействительными.

А началось все с того, что «Живая вода» заняла первое место в рейтинге социально-ориентированных некоммерческих организаций, с которыми сотрудничает мэрия. Ей выдаются субсидии из городского бюджета на кормление бомжей, оказание санитарно-гигиенических услуг и «Банк вещей». В прошлом году это было 300 тысяч рублей, в этом только 150 тысяч. Остальные средства «Живая вода» привлекает из других источников.

Всего в организации работает около 30 волонтеров. Они, как и директор Александра Жолудева, никакой зарплаты за свой труд не получают, а занимаются такой деятельностью по зову сердца, ведь контингент, с которым приходится работать, особый – бомжи. По некоторым данным, в Тольятти обитает около трех тысяч бездомных. По данным некоммерческих организаций, около 40% людей оказываются на улице из-за семейных проблем и разводов, 20% становятся жертвами мошенничеств, квартирных махинаций. Кто-то попал в трудную жизненную ситуацию, потерял работу, бизнес, не смог погасить ипотеку. Отчасти ряды бездомных пополняют и бывшие заключенные, вышедшие на свободу и не сумевшие социализироваться.

Вот в эту организацию и пришла с проверкой контрольно-счетная палата (КСП), дабы проверить расходование средств, выделяемых ей из городского бюджета. К слову, кроме «Живой воды» КСП проверяла еще одну некоммерческую организацию – АНО «Открытая альтернатива». К последней претензий не возникло. А вот к «Живой воде» их оказалось предостаточно, как и к департаменту социального обеспечения мэрии, который, в общем-то, должен контролировать расходование выданных субсидий.

Проверка выявила, что за 2013-2015 годы департамент перечислил социальному центру на оказание общественно значимых социальных услуг 965,6 тысячи рублей, почти миллион. Но сметы, приложенные «Живой водой» к заявкам на субсидии, увы, не содержали расчетов, подтверждающих необходимость объема запрашиваемых средств. Без расчетов картина выглядит так: сколько захотели, столько и запросили. И, о чудо, бюджет перечислял необходимые суммы! Поэтому аудиторы сделали вывод – объемы запрашиваемых субсидий экономически не обоснованы, а это нарушение Бюджетного кодекса.

Анализ представленных на проверку первичных документов показал, что в социальном центре весьма вольно распоряжаются выделенными из бюджета деньгами. В нарушение договоров субсидий организация без согласования с мэрией произвела перераспределение бюджетных средств в общей сумме 154,2 тысячи рублей: в центре приобретали материальные ценности и услуги, не предусмотренные сметами. Но чиновники этого словно не замечали. Кроме того, мэрия совершенно спокойно принимала отчеты от организации с измененными постатейными расходами, отличными от первоначальных смет, которые прикладывались к заявкам на получение субсидий. А там, где сметы все-таки были согласованы, подотчетные документы отсутствовали.

С документами у организации явно непорядок. Затраты на приобретение продуктов для горячих обедов центр должен был производить за счет внебюджетных средств. Но документов, подтверждающих, что эти затраты были сделаны, ни за 2013 год, ни за 2014 нет. Аудиторам ничего не остается, как скромно заметить: «не представляется возможным подтвердить оказание услуги по предоставлению бесплатных горячих обедов». Между тем предоставление горячих обедов за счет внебюджетных средств является одним из условий предоставления субсидий. Обоснованность затрат на приобретение горючего также не была доказана. В путевых листах не указывались ни конкретные маршруты следования, ни пробег за каждую поездку. Но это ладно. За 2014 год центр предоставил кассовые чеки на заправку автомобиля газом. Двадцать из них были датированы 15 мая, десять – 13 мая. Таким незамысловатым образом было потрачено 11,6 тысячи рублей. Это сочли свидетельством о фиктивных документах по расходам на приобретение топлива.

В нарушение условий договоров «Живая вода» допускала необоснованное расходование средств субсидий. И снова этот неутешительный вывод делается на основании отсутствия необходимых документов. Так, например, не подтверждено фактическое выполнение работ с использованием строительных материалов. Большая часть средств субсидий – это около 70%, выделенных «Живой воде» на оказание общественно значимых социальных услуг, использована фактически на расходы по ведению своей уставной деятельности.

Понятно, что, выявив все эти факты, КСП сделала логичный вывод об отсутствии со стороны мэрии контроля за тем, как общественная организация выполняет цели, под которые, собственно, и выдаются субсидии. Почему так? Да потому что мэрия приняла нормативно-правовой акт, регулирующий предоставление субсидий, в котором попросту не определена система и методы контроля за результативностью и целевым характером использования бюджетных средств.

В думе на комиссии по контролю, общественной безопасности и депутатской этике, где заслушивался отчет КСП, прозвучали безжалостные, жесткие, но справедливые формулировки. Выявленные нарушения содержат основания для возникновения коррупционных рисков. По результатам проведенного контрольного мероприятия КСП предложила мэрии обеспечить возврат в городской бюджет субсидии, которые использовались «Живой водой» не по целевому назначению. А это 182 тысячи рублей. Вот только в «Живой воде» вернуть деньги в бюджет не согласны…

Александра Жолудева, директор социального центра «Живая вода»:
– В своей работе мы руководствовались постановлением мэра и заключенными договорами. И с самого начала было озвучено, что у нас нет количественных расчетов к сметам расходов. Этих требований и в постановлении, и в договорах нет. Каждую копейку, которую нам выделяют, мы использовали только по целевому назначению, и на всем экономим. Нам, например, предъявили, что мы не предоставили акты выполненных работ по установке металлических дверей. Но четыре двери мы устанавливали собственными силами. У нас все корректировки смет были согласованы с департаментом, все до единой. Вместо того чтобы думать, куда бездомных людей определять (а они мрут пачками зимой, замерзают), занимаемся только подготовкой документов для этих проверок, оправдываемся. У нас рабочий цикл вообще сбился в организации. Гораздо больше бездомных людей появилось. У меня голова болит, где взять финансы, чтобы их накормить. Вместо этого я вынуждена работать с кучей документов. Все документы я приготовила для суда и там докажу, что выводы, сделанные в отношении «Живой воды», – чистая неправда.

Марина Дыченкова, заместитель руководителя департамента социального обеспечения мэрии:
– Субсидии, которые проверяла КСП, не относятся к субсидиям социально ориентированным, это субсидии юридическим лицам на возмещение затрат на оказание социально значимых услуг. Это совершенно другой вид субсидий. Непонятно, почему кассовые чеки КСП считает фиктивными документами? Заправка, например. Это чеки настоящие, заправка производилась на работающей автозаправке. Действующий порядок предоставления субсидий не предусматривает ограничений по таким затратам. Кроме того, хочу заметить, что департамент социальной поддержки мэрии, который работал с «Живой водой» в те годы, по которым шла проверка, ликвидирован. Наш департамент, департамент социального обеспечения мэрии, работает с 1 января 2016 года, и к претензиям КСП не имеет вообще никакого отношения.

Михаил Носорев, депутат Думы городского округа Тольятти:
– Уму непостижимо, как порой отчитываются организации за потраченные из городского бюджета деньги. Ну как можно заправиться за два дня 30 раз? Все просто делается: подъехал водитель на АЗС, там есть специальный накопитель, куда чеки выбрасываются, взял пачку чеков, и бухгалтер их оформил в один день, образно говоря, на три тонны. Если внимательно посмотреть, в чеках совпадают часы и минуты – 14.10 и 14.11. У меня нет оснований не верить КСП. Для меня эта ситуация выглядит как воровство, вот и весь разговор. Значит, это знак директору разобраться, каким образом заправляются автомобили. Разбирайтесь в рабочем порядке, а сейчас деньги в бюджет верните.

Елена Харченко

vesti
20.10.2016