Тольяттинцы встали на защиту уникального памятника
В Тольятти произошел обвал мозаики стелы-панно «Радость труда». Город теряет уникальный памятник, а в мэрии только разводят руками и как заклинание повторяют: денег в бюджете нет…
«Радость труда» – мозаичный шедевр, находящийся у южного входа Дворца спорта «Волгарь». Это, действительно, нечто грандиозное: 530 квадратных метров яркой живописи из кусочков смальты. Во всем мире такие огромные мозаики – большая редкость. Памятник был собран и отлит в Москве. Автор – художник-монументалист Юрий Константинович Королев. Народный художник СССР. Вплоть до своей смерти работал директором Государственной Третьяковской галереи.
– Памятник называют «Золотым брусом» в силу его высокой себестоимости – смальту везли из разных уголков Советского Союза, – рассказывает завсектором проектной деятельности Тольяттинского краеведческого музея Любовь Черняева. – В интервью художников-исполнителей мозаики в газете «Волжский автостроитель» мы узнаем, что смальту специально выплавляли в разных городах страны – Ростове, Лисичанске, Костино – в связи со спецификой изготовления и способностью смальты по-разному отражать прямые и косые световые лучи. Одного только черного цвета – четыре оттенка. В панно использована смальта более сотни оттенков. Всего для стелы понадобилось более трех с половиной миллионов отдельных элементов смальты.
Тольяттинский искусствовед Александра Антонова, работая с московскими архивами, обнаружила, что стела создавалась четыре года – с 1977-го по 1981-й, и первоначальное ее название не «Радость труда», а «55-летие СССР». Она была сооружена в честь присвоения в 1972 году ВАЗу почетного имени «50-летия СССР».
Столько труда, столько сил, жара души и вдохновения было вложено в создание этого панно! Когда оно создавалось, люди понимали, что ничто не может заменить живой встречи с историей. Здесь все: возникновение рабоче-крестьянской Красной Армии, ликвидация безграмотности и создание мощной науки, Великая Отечественная война, первый полет в космос Гагарина. Завершается композиция строительством ВАЗа и выпуском первого автомобиля…
Похоже, странным равнодушием к памятникам культуры представители городской власти «болеют» хронически. И недуг этот передается по наследству. Поэтому и совершаются иной раз действия, не поддающиеся здравому смыслу. Земельный участок, на котором расположена стела-панно, был передан еще в 2006 году по договору аренды ООО «Экспо-Тольятти» для строительства культурно-выставочного комплекса. Никто не придал значения, что на этой земле находится мозаика. Видимо, уже тогда власти было просто наплевать, что может произойти с памятником советского монументализма. Договор аренды заключался на восемь лет. И в нем нет ни единого слова о панно. Мэрия тех лет не предпринимала каких-либо мер по ее сохранению и содержанию. Мэрия под руководством Сергея Андреева пошла по тому же пути. Памятник есть, но заботы о нем – никакой. И ни копейки денег на содержание. Ничего нового.
Оправдывая свое бездействие, нынешний мэр «переводит стрелки» на своего предшественника:
– Почему мэрия в тот момент не подумала, каким образом можно вырезать этот участок под панно, не предоставлять его? Те люди, которые сейчас поднимают этот вопрос, тогда в мэрии и работали. Тогда надо было это сделать. А сейчас прошло лет десять. И это популизм – вот мы пойдем, разберемся. Расторгнуть договор нет никаких шансов. Если сейчас мэрия придет в суд, что она скажет: а мы 15 лет назад мало спали, когда заключали договор? Или глаз у нас один болел?..
В 2011 году право на аренду земли было передано некой фирме из Перми (руководитель А.А. Бодров), что удивительно, под тем же номером договора. Объект, который здесь начинали строить, так и остался незавершенным. Но собственник недостроя поступил весьма дальновидно – зарегистрировал сей объект в регпалате, тем самым лишив мэрию возможности не продлять договор аренды. Поэтому хотя стройка и была заброшена после того как в 2014 году сроки договора истекли, его вынуждены были продлить.
Увы, увидеть уникальную мозаику гостям Тольятти и горожанам теперь вряд ли удастся. Она спрятана за забором с колючей проволокой, на земле, которую арендует частное лицо. Территория возле стелы-панно заросла сорными деревьями, дикорастущим кустарником. Благоустройством близлежащей территории орган местного самоуправления не занимается – земля же в аренде. Рядом с мозаикой «создан» несанкционированный пункт перевалки и складирования строительных отходов. В общем, тихий ужас…
В отношении стелы «Радость труда» не выполняются даже минимальные требования, установленные Положением о знаковых и социально значимых местах городского округа Тольятти. Согласно п. 7 этого Положения знаковые и социально значимые места, находящиеся в муниципальной собственности городского округа, не подлежат отчуждению. Однако доступ граждан к «Радости труда» ограничен. Тем самым нарушаются их права на доступ к культурным ценностям.
Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения в том числе относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Но какая уж тут популяризация – вместо этого за забором имеются идеальные условия для уничтожения уникального объекта мозаичного искусства. И, как ни грустно это сознавать, городская власть приложила к этому руку.
Что интересно, хотя данный объект и считают муниципальной собственностью, его до сих пор не удосужились зарегистрировать в этом качестве. «Муниципальная собственность не зарегистрирована на этот объект. Она записана у нас в документах, в ДУМИ, но не в регпалате», – признаётся Сергей Андреев.
Сейчас в городе поднялась суета из-за возможной гибели мозаики. Прошел сбор подписей под обращением губернатору Самарской области Николаю Меркушкину и мэру Тольятти Сергею Андрееву. Подписанты требуют включить реставрацию стелы-панно «Радость труда» в федеральную программу празднования 50-летия АВТОВАЗа. Это было бы вполне логично, исходя из истории создания и смысла этого памятника. Но, скорее всего, это желание таковым и останется. Понятно одно – нужно принимать срочные меры для спасения мозаики.
Что будет делать мэрия для этого? Вероятно, снова ничего. Когда будет оформлена земля под памятник? Неизвестно…
Елена Харченко