Загадочная Русь Всеволода Иванова
В бодро шествующем по пути глобализации современном мире каждое новое изобретение человечества не всегда отменяло предыдущее. Фотография не заменила людям живопись, кинематограф и телевидение не отменили театр, а интернет, будем надеяться, не заменит книг и газет. Приглашенный в Тольятти на проходившую в УСК «Олимп» спартакиаду боевых искусств «Непобедимая держава» художник-славянист Всеволод Иванов не впервые представил экспозицию своих завораживающих картин «Русь изначальная», являющую своеобразный сплав истории, мифологии и философии.
Там «чудеса, там леший бродит», там ступа на реактивном ходу с вполне себе еще молоденькой Бабою-Ягой вылетает из пещеры, там грозный флот Гипербореи, готовый выполнить приказ, там терема и чертоги, языческие капища, одомашненные мамонты, жующие сено на городских улицах древних городов… В одной из картин православный храм на фоне грозовых туч в голубом зеркале озера отражается в виде древнего неведомого города, в чем можно усмотреть одновременно некое противопоставление и объединение Руси языческой и православной.
Особенно картины Всеволода Иванова, экспонирующиеся на выставках по линии Союза художников России, имеющиеся в частных российских и зарубежных коллекциях, а также в интернете, нравятся детям. А у взрослых зрителей и профессиональных историков вызывают не только восхищение, но и вопросы. И даже неприятие по принципу чеховского героя, говорившего, что «этого не может быть, потому что этого не может быть никогда».
Живописец Всеволод Иванов представляет довольно любопытную точку зрения на альтернативную историю нашей страны, нашего народа, в том числе и в своем творчестве, которую можно либо принять, либо не согласиться. Решать читателям.
Но для начала небольшая справка.
Всеволод Борисович Иванов родился 14 августа 1950 года в городе Беломорске в Северной Карелии. Живет в Твери. Окончил Тверское художественное училище по специальности художника-оформителя. По многим особенностям творчество Всеволода Иванова можно отнести к жанру фэнтези. Основная тема – дохристианская Русь.
В 2007 году в Томске был открыт Музей славянской мифологии, позиционирующий себя как первый в истории России музей, рассказывающий о традициях Руси изначальной. Картины Всеволода Иванова занимают центральное место в коллекции и экспозиции этого музея.
– К этому стилю я пришел уже в зрелом возрасте, – рассказывает Всеволод Иванов. – Темой древнейшей Руси я стал интересоваться 15 лет назад, появились первые картины цикла «Ведическая Русь», сейчас уже более двухсот больших полотен, с авторскими повторениями гораздо больше.
– А чем вас не устраивала официальная история?
– Еще в школе я считал историю скучно преподаваемым предметом, особенно скучными почему-то были уроки по русской истории. Вот в истории Древнего мира, Средних веков можно было представлять рыцарей, турниры. А что мы знали о Древней Руси: войны, жители прятались от набегов кочевников в болотах, потом монголо-татарское иго, которое оспаривается и самими историками, считающими, что эта была Сибирская Русь, опять войны, сплошной схематизм и скука. Наверное, это внутреннее противоречие наводило на мысль, что не могло так быть, особенно при сохранившихся в народе сказках, легендах ощущался несоизмеримый дисбаланс между всем этим и учебниками. Из-за противоречия появился интерес, который меня привел к пониманию того, что на меня, хотя и не только на меня, возложена задача показать зрителям, что было все несколько по-иному, все не так, ребята, как Высоцкий пел в одной из песен. И получалось очень интересно. Что удивительно, нужная интересная литература для такого творчества на глаза попадалась. Среди бесчисленных книжных развалов я находил то, что нужно.
– В чем вы видите противоречие официальной истории?
– Когда Русь крестили, появилось много греческих священников, которые, естественно, не были заинтересованы в подлинной истории русского народа. Позже, во времена Петра Первого, греков заменили немцы и написали русскую историю, даже не зная русского языка. Всем известны фамилии Миллера, Шлецера, с которыми в свое время активно боролся Ломоносов. Но во всяком случае эта немецкая тенденция присутствует. Историки порой совершали разные подлоги, скажем, «Повесть временных лет» – вот этот фолиант Кенигсбергской рукописи, краеугольный камень русской исторической науки – во многом оказалась переделанной, там есть вставленные страницы. Раньше рукописи верстали тетрадями, то есть количество страниц должно быть четным, а когда стали изучать – выяснилось, что количество страниц нечетное, множество подчисток, причем на самых важных первых страницах. Позже факел исторической науки подхватили дворянские историки. Карамзин писал, что эти земли – Евразия, территория России – были обитаемы еще издревле, но дикими племенами, которые не отметили свое существование никакими значительными историческими памятниками. А вот совсем недавно в Новгородской области, недалеко от старой Ладоги, обнаружили остатки легендарного города Словенска. Раньше думали, что это вымысел, а это остатки каменного города, который был построен из доломита, остатки стен высотой примерно до 10 метров. Это в древние времена! Согласно Мазуринской летописи, этот город был основан князем Словеном в середине третьего тысячелетия до нашей эры. Археологи изучают культурные слои там вплоть до неолита. Вот пример не изученной официальной наукой истории.
Еще до того, как я прочитал, что этот город Словенск нашли, археологи его условно назвали крепость Любша, речка есть такая, которая впадает в Волхов недалеко от Старой Ладоги. Когда работал над картиной «Словенск великий», я нарисовал там замок, сложенный из камня, хотя предполагал, что в Древней Руси архитектура была деревянной. Уже прошло десять лет после создания этой картины. Недавно о Словенске прочитал, что это действительно был каменный город. В Сибири найден скифский город со всеми следами древнерусской культуры, который был центром металлургии в тех краях уже в первых столетиях прошлого тысячелетия. Условно его назвали Чичебург. Насколько я знаю, несколько лет назад там работали немецкие археологи, но об этом мало пишут. Необходимую литературу о всех современных археологических открытиях мне также приносят знакомые, друзья.
– Всеволод Борисович, к вашему творчеству, наверное, все же больше относятся как к красивой мифологии?
– Конечно, в моих картинах есть определенные элементы фантастики, потому что в деталях все представить невозможно, но и в то же время присутствуют элементы реальности. В разных пропорциях – где-то мифологии больше, где-то истина давно минувших дней. Древнерусские костюмы были очень красивы. Конечно, основные цвета – белый и серый. Это цвета льна, очень много узоров, причем узоры свастичные, их насчитывалось 140 в древнерусской культуре, тогда как в немецкой народной культуре – ни одного. Существуют виды церковной одежды православных священников 18-19 веков с сотканными свастичными узорами. Моя знакомая год назад была в Эрмитаже на выставке традиционного древнерусского костюма. Что интересно, в билете было написано, что съемка разрешена, но снимать свастичные образчики ей запретили. Думаю, это отголоски войны. Не так давно по историческим масштабам она завершилась. Если какой-то мерзавец один вариант присвоил себе – это не значит, что все человечество должно от этого отказываться. Вот, например, Адольф Гитлер любил музыку Вагнера, у нас в России она звучит – гениальная музыка, но, насколько я слышал, в Великобритании, Соединенных Штатах и Израиле в публичных выступлениях музыка Вагнера запрещена.
– А как ваши картины воспринимают историки?
– Часть историков приветствует, часть отрицает стопроцентно. Говорят, что так не было, это стиль фэнтези. Так легко сказать, гораздо труднее вникнуть. Но когда мне горячо доказывают, что вот эти три знаменитых египетских пирамиды были сделаны подневольным людом в медном веке, я спрашиваю – как такой колоссальный объем работ был произведен, как был гранит диорит отшлифован, как эти тяжести переносили? Без современных технологий невозможно создать что-то подобное. Японцы попытались сделать десятиметровую модель пирамиды Хеопса теми средствами, которые, как представляли, были у древних египтян – у них ничего не получилось. Потом стали использовать современную технику. И когда мне доказывают, что это все по технологиям каменного и медного века – я не верю.
– Так выходит, что это дело рук инопланетян?
– Не знаю, возможно, но полагаю, что это скорее древние ушедшие земные цивилизации, о которых мы ничего не знаем, за сотни миллионов лет их было много. Многие находки как примитивных орудий труда, так и высокотехнологичные ставят ученых в тупик. Например, фигурки самолетиков цивилизации майя, которые, будучи проверенными в современной аэродинамической трубе, показали идеальные аэродинамические качества.
– Как долго вы работаете над одной картиной и какую из них вы никогда бы не продали?
– Работать над одним полотном приходится от полумесяца до полугода. «Небесную Россию» три раза переписывал, откладывал, брался за другие работы и только через несколько лет закончил. Не всегда в картине получается передать все, что хочется. Таких полотен несколько. Одно из них – «Последний корабль Атлантиды». На отмели огромный корабль металлический, заросший растительностью, – со временем природа берет свое. У этого полотна несколько вариантов, на одном из них пальмы. И еще одна картина, которая мне, считаю, удалась – «В поисках беловодья, или монах Сергий». Я хочу принести не только свое видение, донести зрителям, что наши давно ушедшие пращуры, о которых нельзя ничего не знать, для чего-то жили на земле, что-то сделали, и следы этого находят.
Валерий Близнецов