Чего не хватает Тольятти для развития туризма?
Желание развивать туристическую отрасль в Тольятти есть. Всегда было. Но, похоже, кроме желания должно быть что-то еще, чего явно не хватает.
С чем нет проблем, так это с идеями и проектами. Их инициаторы и разработчики мечтают получить материальную поддержку из федерального центра и региона. Главное – попасть в федеральную целевую программу развития внутреннего и въездного туризма. Вот и на состоявшемся круглом столе, посвященном туристической отрасли и привлечению инвестиций в сферу туризма, не обошлось без презентаций таких проектов.
Например, генеральный директор ООО «Инженерный центр СтройЭнергоПроект» Сергей Лозин представил проект «Парк», который мог бы преобразить рекреационную зону набережной Автозаводского района. В Тольятти, по его мнению, не хватает мест для семейного отдыха с детьми, таких, чтобы занять весь день, а то и два. И вот такую зону с хорошей структурой отдыха, в том числе и для детей, которая могла бы работать круглогодично, инициаторы и предлагают обустроить. В проекте есть все: строительство гостиниц, аквапарк (как считают разработчики, он привлечет гостей из Ульяновской, Саратовской и других областей), обустройство горнолыжных спусков и многое другое. Красивый проект? Несомненно. Но на всю эту красоту нужно всего ничего – 3 миллиарда рублей.
Не менее интересен проект – «Жигулевский ковчег – Белогорье». Его представляла руководитель турфирмы «Добро пожаловать» Татьяна Жарикова. Ковчег может появиться в 30 километрах от Самары. Тут тоже много чего запланировано – гостиничные домики, фестивальная поляна, конюшня, музейный комплекс «Самарская Лука», интерактивный музей для молодежи, чтобы могли поиграть и примерить на себя образ белогорца, землянки (белогорцы в них жили), дендропарк с уникальными растениями… Эта красота станет возможной при наличии 2,8 млрд рублей.
«Если есть инвесторы, то мы готовы встречаться и обсуждать поддержку этих проектов», – заявил замминистра экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Дмитрий Горбунов. Но вот с инвесторами как раз и беда. По словам регионального чиновника, проблема в том, что еще не сформировано профессиональное бизнес-сообщество по туризму, которое обозначило бы властям, какие необходимо создать преференции, чтобы проекты реализовывались, а не оставались прожектами.
Возможно, слабый интерес инвесторов к туриндустрии обусловлен низкой оборачиваемостью вложенных средств. Инвесторам выгоднее вложиться в строительство жилого комплекса, чем гостиницы, окупив затраты значительно быстрее, особенно в крупных городах, где стоимость земельного участка под застройку довольно высока.
Чтобы решить эту проблему, исполнительная власть использует механизм государственно-частного партнерства (ГЧП) и принцип создания особых экономических зон туристско-рекреационного типа. На каких-то территориях это получается довольно удачно. Например, в Калуге методом ГЧП уже создан не один туристический объект. В Тольятти приезжал заместитель начальника управления экономических и имущественных отношений Калуги Роман Евстратов, который делился опытом развития туристической отрасли. Однако он честно сказал: «Если не будет энтузиастов, ничего не получится. Наши успешные проекты появились только благодаря им – уговорили власть помочь и привлекли инвесторов…»
У «Жигулевского ковчега» тоже есть шанс быть претворенным в жизнь, его так же собираются реализовать в формате ГЧП. Инициаторы готовы вложить 68 млн рублей собственных средств, 500 миллионов надеются получить от государства на строительство инженерных коммуникаций. Остальное – добро пожаловать, инвесторы!
В Самарской области, действительно, делается все возможное, чтобы не дать уйти ни одному инвестору. Одно из важнейших направлений деятельности министерства экономического развития – это повышение инвестиционной привлекательности региона. В 2013 году был изменен формат работы с инвесторами. Чтобы привлечь инвестиции, используются различные механизмы. С 2014 года началось комплексное индивидуальное сопровождение проектов – от этапа проектирования до ввода инвестобъектов в эксплуатацию. Но пока что инвесторы в туриндустрию не спешат.
«У нас, к сожалению, вся деятельность по туристическому направлению формируется сверху, – объясняет столь грустное явление Горбунов. – То есть формируются какие-то стратегии по развитию туристической деятельности на территории Самарской области, рисуются огромные проекты с миллиардными затратами, но в рамках этих проектов «висит» бюджетное финансирование. Передовые территории пошли по-другому – они стали собирать в сообщества людей, профессионально занимающихся бизнесом в области туризма, чтобы те вкладывали свои деньги и ресурсы, договаривались между собой, сами писали стратегию и приносили ее к властям с просьбой создать благоприятные для них условия. Это форма создания кластера».
Сегодня на территории Самарской области в таком режиме работают три кластера – автокомпонентный, авиационный и медицинский. Есть идея создать и туристко-рекреационный. И если он будет создан, министерство экономического развития готово в него войти и сформировать программу поддержки предприятий. Однако минэконом подменять собой бизнес не собирается, он лишь поддержит инициативу снизу. «Для нас загадка – а будут ли участники этого кластера?» – признается Дмитрий Горбунов.
Скорее всего, без денег развитие туризма в Тольятти будет идти по инерционному пути – лепим из того, что имеем, делаем то, что можем. В принципе, и пазлы для мозаики есть, и собирать есть кому, но…
Елена Харченко