Трава асфальт ломает…
Во второй половине октября в Тольятти произошло три культурных события: премьера в театре «Дилижанс», премьера в театре «Колесо» и премьера в театре – студии им. Татищева. Поскольку все они происходили в одно и то же время – пришлось выбирать. Я в силу личной заинтересованности выбрала два последних события – премьеры «Колеса» и театра-студии, искренне считая, что эти два события будут равны друг другу. Я даже предположить не могла насколько второе событие окажется ярче, важнее и значительнее первого. И я, конечно, счастлива. И сердце моё требует, чтобы я сразу начинала с важного, с яркого… Но я этого делать не буду. Не буду потому, что прекрасно понимаю связь этих двух событий, не перерезанную между ними пуповину.
В театре «Колесо» это была очередная, третья за эту осень премьера — премьера спектакля «Три супруги – совершенства» испанского драматурга Алехандро Касона. Пьесы этой, к сожалению, ни в электронных, ни в театральных библиотеках обнаружить не удалось. А желание прочесть её было большое, особенно после просмотра спектакля. Хотелось понять, зачем она была поставлена? Ведь каждый спектакль – это как бы некое послание зрителям, желание что-то им сказать. Что хотели сказать этим спектаклем?
Режиссёр спектакля Валентин Варецкий говорит так: «Пьеса эта не простая. В ней есть некая двойная реальность. Символы, тени…». Вполне возможно. Но никакой двойной реальности, никакой тайны, никаких символов в спектакле и в помине нет. А есть пошлая история о том, как ловкий пройдоха – холостяк Густаво Ферран (Андрей Чураев), пользуясь доверием своих друзей, не только спал с их жёнами, но и мечтал открыть им глаза на то, в какой лжи они живут. Просветить, так сказать. И с этой целью оставил завещание. Совершенно непонятно, а что мешало этому «блюстителю нравственности» покинуть лживое сообщество?
Хотелось бы так же узнать жанр пьесы. Жанр спектакля определён как «музыкальная комедия». Режиссёр говорит об этом так: «В спектакле есть фарсовая и мелодраматичная части. Моя задача – чтобы сценически это выглядело как единое целое». Понятно. Но невыполнимо, когда нет общей темы, когда нет сверхзадачи спектакля, когда каждый актёр играет свой спектакль и в своём жанре. В первом акте на сцене одновременно находятся два драматических героя: Хавьер Гусман (Александр Двинский) и его жена Ада (заслуженная артистка Ольга Самарцева); пара комедийных простаков: Максимо Рохас (Сергей Максимов) со своей супругой Женевьевой (Галина Злобина); и два опереточных комика: Хорхе Вильямиль (Андрей Амшинский) и Леопольдина (Елена Радионова).
Вполне возможно, что это в духе «комедии масок», герои которой иногда (совершенно непонятно с какой стати) вклиниваются в происходящее. Но реальное действие на сцене начинает разваливаться на куски, так как неясно, что же здесь главное – отношения Хавьера и Ады, или комические дуэты Хорхе и Леопольдины?
Второй акт так отличается от первого, что их, собственно говоря, можно показывать отдельно. Он весь строится на диалогах и развитии взаимоотношений Ады и Густаво. Когда на сцене два человека, которым нельзя спрятаться за массовку, за других партнёров – наблюдать за ними особенно интересно (вспомним «Русскую рулетку»), но только тогда, когда эти отношения выстроены, когда сами актёры получают удовольствие от своего общения. Здесь же всё свалено в одну кучу. Кто кого любит, кто кого обманывает, нужны ли они друг другу? Всё первым планом, всё на уровне слов.
Я смотрела и думала, что такой театр я видела 30-40 лет назад. И сейчас, в 21 веке, он кому-нибудь нужен — такой театр? И увижу ли я теперь, хоть когда-нибудь, на этой сцене настоящий Спектакль?
Я его увидела. Увидела там, где, честно сказать, увидеть не собиралась.
…Когда Олег Ринге объявил об открытии учебного театра-студии, я, конечно же, обрадовалась. Одновременно понимала, что взваливая на себя такую ношу, он, фактически, совершает подвиг. Понимала, что надо обладать большой смелостью, чтобы взяться за дело, о котором мечтали все ушедшие из «Колеса», но не знали, как к этому подступиться. Это было как глоток воздуха для тех, кому перекрыли кислород. Как надежда на будущее.
И, всё-таки, среди всенародного ликования и подбрасывания в воздух чепчиков, была мысль: «А что мы можем противопоставить? У нас ведь ничего нет! Актовый зал с несколькими фонарями, ранние рассказы Чехова, взятые в долг деньги и два, в дым замученных, человека — Ира Малышева и Олег Ринге, которые, разрываясь, мечутся между работой и репетициями?»
Их творческий союз в театре «Колесо» начался на дипломном спектакле «Дни нашей жизни» Леонида Андреева, поставленном Глебом Дроздовым. Продолжился на «Варшавской мелодии» (режиссёр Пётр Монастырский) и закончился на «Трамвае «Желание» (режиссёр Продан Димов). И везде они были великолепны. Настоящие молодые «герои», которые так нужны любому театру. Но в театре актёр избавлен от всех забот, прикрыт всеми службами, с ним работает режиссёр… А тут?
Я была не права. Прав был, как всегда, Станиславский, который говорил, что для того, чтобы был театр, нужны две составляющие: актёры и зрители. Ну, может быть ещё коврик, постеленный на асфальт.
Мы часто с изумлением видим, как асфальт, который и ломом не расшибёшь, ломается и трескается под напором какой-то нежной и хрупкой травки. И в этом есть высшая справедливость. Асфальт – мёртвый, а в траве – жизнь.
И они, эти ребята, победили потому, что в них было желание выйти на сцену, играть, общаться со зрителями. Потому, что ТЕАТР для них и есть жизнь.
В спектакле «Она и Он, или Ну их к чёрту – эти случаи!» инсценированы шесть ранних рассказов Чехова. Рассказы эти объединяет одно чувство – любовь. Жанр спектакля определён как «острохарактерная комедия двух любящих сердец», а эпиграфом к спектаклю выбраны слова Чехова: «Любовь и счастье у нас синонимы». И пусть это не та любовь, ради которой люди гибнут и совершают подвиги, но та, которая заставляет тысячи людей жить вместе, мириться со слабостями и недостатками любимого, терпеть трудности и поддерживать друг друга. И неизвестно ещё, какой подвиг сильнее…
Каждый из актёров играет по пять ролей, переходя от студента-недоучки к бравому военному, и от трепетной девушки Сони к хитро мудрой Сусанне Моисеевне. И делают они это блестяще: без наигрыша, без вывертов, без желания любыми способами вызвать смех в зрительном зале, с любовью к своим персонажам. Просто и искренне. Люди, сидящие в зале, чувствуют это.
Были зрители, которые говорили, что так они не смеялись никогда в жизни; были зрители, которые вытирали слёзы. Особенно после того как Наталья Дроздова прочла после своего поздравления театру монолог Раневской из «Вишнёвого сада».
«Люди приходят в театр, чтобы смеяться и плакать» — так говорил наш учитель, Глеб Борисович Дроздов.
И своим поступком и своей игрой Олег Ринге и Ирина Малышева доказали, что они его истинные ученики. Хотела написать, что у него все были такие, но остановилась. Нет, не все. Ведь и среди тех, кто сейчас рассказывает про «поминальный период», который надо быстренько забыть и двигаться к светлому будущему – тоже есть его ученики. Но вот эти ребята, способные на поступок – они Настоящие. И они ничего не забудут.
И мы не хотим ничего забывать. Забывать надо плохое, злое, мерзкое. А свой дом, своих родителей, своего учителя – хорошие люди не забывают.
В середине месяца спектакль «Она и Он, или Ну их к чёрту – эти случаи!» пройдёт дважды — 16 и 17 ноября. И я очень рекомендую всем, кто не видел, сходить и посмотреть на ЖИВОЙ театр, возможно единственный в городе.
Как радовались, пировали:
Сломали! – думали, — сломали!
Никто не ждал: как вдруг из пепла
Раздался голос незаметный.
В нём было лишь желанье: Жить!
Творить! Играть! И вновь любить!
Татьяна Девяткина
Я не знаю человека, который написал эти строки, но он счастлив, этот зритель, а ведь Театр и существует для того, чтобы люди на сцене и в зале были счастливы, чтобы они смеялись и плакали. От счастья!
Ирина Портнова
Похожие темы:
Алексей Солодянкин: Мы не нужны этому городу
Ну да бог с ней
Из ничего и будет ничего
Сегодня ломаем, а завтра развивать начнём
Хаос, хаос, хаос…